Провал, рывки и подергивания при плавном нажатии на педаль газа и стандартном (не резком) трогании автомобиля с места, одна из «популярных» неисправностей в работе карбюраторных двигателей ВАЗ.
На примере карбюратора Солекс 21083-1107010, двигателя 21083 автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099 разберемся почему возникает такой провал и как можно самостоятельно его устранить.
Признаки неисправности
Трогаясь с места водитель плавно нажимает на педаль газа ожидая ровного ускорения, а в место этого получает перебой в работе двигателя — провал или серию провалов — рывки, или серию небольших подергиваний.
При этом работа двигателя на холостом ходу и после провала более-менее удовлетворительная.
Как самостоятельно устранить провал при плавном трогании автомобиля с места?
При плавном трогании автомобиля с места происходит переход от режима холостого хода к режиму средних нагрузок. Открывается первая дроссельная заслонка, поток воздуха проходящий через карбюратор возрастает. Необходимо срочно увеличить подачу топливной смеси в двигатель, чтобы предотвратить провал. Для этого срабатывает переходная система первой камеры карбюратора и вступает в работу ГДС этой же первой камеры. Плюс, в самом конце, немного бензина добавляет ускорительный насос.
1. Приводим в порядок переходную систему первой камеры.
Исходя из перечисленного, для устранения провала при плавном трогании с места, нужно прочистить канал и выходное щелевое отверстие переходной системы первой камеры. Лучше всего это можно сделать на демонтированном карбюраторе, при помощи ацетона медной проволоки, деревянной палочки и сжатого воздуха. Но, если не хочется возиться, можно просто выкрутить ЭМК, запустить двигатель на «подсосе» и попшикать в отверстие под ЭМК аэрозолем-очистителем. Погазовать. Потом опять попшикать. Повторить этот цикл несколько раз. Таким способом чистится СХХ, а так как переходная система это всего лишь ее ответвление, то «достанется» и ей.
Следует учитывать, что так как переходная система первой камеры карбюратора Солекс встроена в его систему холостого хода (СХХ), то засорение топливного и воздушного жиклеров СХХ напрямую влияет на работоспособность переходной системы.
Существует простой способ проверки работоспособности переходной системы первой камеры карбюратора. См. «Способ точной проверки переходной системы карбюратора Солекс».
2. Приводим в порядок главную дозирующую систему (ГДС) первой камеры.
На нормальную подачу топлива через ГДС карбюратора влияет уровень топлива в поплавковой камере, чистота ее воздушных и топливных жиклеров, а так же эмульсионных колодцев с трубками.
Поэтому снимаем крышку карбюратора, выворачиваем эмульсионную трубку с воздушным жиклером. В случае сильного загрязнения замачиваем ее в ацетоне минут на тридцать, после чего промываем бензином и продуваем сжатым воздухом. На дне эмульсионного колодца установлен топливный жиклер ГДС первой камеры. На видавших виды карбюраторах выкрутить и извлечь его не всегда удается. Поэтому можно просто залить его и эмульсионный колодец жидкостью из аэрозоля-очистителя. Выждать минут десять. После чего продуть сжатым воздухом из насоса.
Подробности прочистки ГДС в статье «Особенности прочистки ГДС карбюратора Солекс».
Пока снята крышка проверяем уровень топлива и параллельное положение поплавков относительно картонной прокладки. Так как при низком уровне топлива подача бензина в двигатель будет недостаточна, в топливной смеси доля воздуха будет расти по мере открытия заслонки, а бензина (эмульсии) из распылителей ГДС выльется мало. На бедной топливной смеси двигатель попытается заглохнуть, получится провал.
См. «Регулировка уровня топлива в поплавковой камере карбюратора Солекс 2108, 21081, 21083».
3. Приводим в порядок систему питания двигателя.
Засорение топливных фильтров в системе питания карбюраторного двигателя нарушает подачу топлива в карбюратор и соответственно приводит к обеднению топливной смеси и провалу. А если грязь, то перекрывает подачу бензина, то открывает, то провалов может быть целая серия (рывки или подергивания), либо неисправность будет «блуждающая». То имеется провал, то его нет, и все работает нормально.
Сразу необходимо обратить внимание на состояние фильтра тонкой очистки топлива. Если он забит отложениями, чистить и заменять фильтры в системе придется однозначно, так как провалы будут не только при плавном трогании с места, но и на других режимах работы двигателя.
Проводим ревизию топливных фильтров «Топливные фильтры системы питания карбюраторного двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099».
Таким образом, чтобы устранить провал в работе двигателя при плавном трогании автомобиля с места необходимо в первую очередь обеспечить подачу топлива в достаточном объеме и без перебоев.
Причины провала при плавном трогании с места связанные с системой зажигания и неисправностью двигателя рассмотрим в отдельной статье, что бы не делать из материала — «портянку».
Примечания и дополнения
— Если в дополнение к провалу при трогании с места присутствует неустойчивый холостой ход и снижение мощности и приемистости двигателя во время движения автомобиля, есть смысл поискать подсос постороннего воздуха в карбюратор.
Существует один действенный быстрый способ проверить подсасывается ли в карбюратор посторонний воздух. Необходимо снять с него корпус воздушного фильтра, запустить двигатель, дать ему поработать некоторое время после чего накрыть карбюратор сверху ладонью.
В том случае если двигатель продолжает работать с перекрытыми каналами подачи воздуха следует предпринять попытку поиска мест этого самого «подсоса». «Как самому найти подсос постороннего воздуха в карбюратор».
— Помимо провала в работе двигателя автомобиля при плавном трогании с места возможен провал в начале открытия дроссельной заслонки второй камеры карбюратора (при переходе от режима средних нагрузок к мощностному режиму). В таком случае, очень часто, «виновником» проблемы является переходная система второй камеры карбюратора. Она как раз вступает в работу, когда ее выходное отверстие оказывается ниже кромки открывающейся второй дроссельной заслонки, и через него начинает подаваться топливная эмульсия.
Для прочистки переходной системы второй камеры карбюратора Солекс придется снимать карбюратор с двигателя и демонтировать его верхнюю крышку. Подробности этой работы в статье «Неисправности переходных систем карбюратора Солекс».
Еще статьи по неисправностям карбюраторного двигателя автомобилей ВАЗ
— Настройка карбюратора Озон на устранение провала при плавном трогании
— Причины провала при нажатии на педаль газа не связанные с карбюратором
— Рывки и подергивания в работе двигателя при нажатии на педаль газа
— Не работает пусковое устройство карбюратора Солекс 21083
— Признаки высокого уровня топлива в поплавковой камере карбюратора