Причинами перегрева карбюраторного двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 и их модификаций являются неисправности системы охлаждения, системы зажигания, самого двигателя. Несвоевременное обращение внимания на эту проблему приводит к осадке поршневых колец, повреждению прокладки головки блока, деформации головки блока, то есть к таким последствиям после которых неизбежен капитальный ремонт двигателя.
Перечень неисправностей приводящих к перегреву двигателя
— Низкий уровень охлаждающей жидкости (тосола, антифриза) в расширительном бачке
Долейте охлаждающую жидкость в расширительный бачок. На холодном двигателе уровень должен находиться между метками MIN и MAX. Проверьте элементы системы охлаждения на предмет подтекания охлаждающей жидкости.

— Неисправен датчик включения вентилятора радиатора, электромотор вентилятора, либо их электрическая цепь
Антифриз (тосол) может закипеть. Проверьте их работоспособность – замкните выводы датчика. Если вентилятор включился – датчик неисправен. Если нет – неисправен вентилятор или в идущей к нему электрической цепи обрыв.

— Неисправен термостат
Охлаждающая жидкость циркулирует только по малому кругу, в термостате заклинил термоэлемент. Проверьте работу термостата – Прогрейте двигатель на холостом ходу и потрогайте нижний патрубок радиатора. По мере прогрева двигателя он должен постепенно прогреваться, пока не станет совсем горячим. Если этого не происходит, меняем неисправный термостат.

— Воздушная пробка в системе охлаждения
Нарушается циркуляция охлаждающей жидкости в системе охлаждения и наступает перегрев двигателя. Часто воздушные пробки возникают после замены элементов системы охлаждения (например, печки, крана отопителя и т. д), сопровождающихся сливом и заливом охлаждающей жидкости. Обычно косвенным признаком завоздушивания системы является слабый прогрев печкой салона автомобиля, так как она является самой высокой точкой системы охлаждения и более всего подвержена завоздушиванию.
Поставьте автомобиль на наклонную плоскость, так чтобы нос был задран вверх, при этом радиатор печки перестает быть самой высокой точкой системы охлаждения. Дайте поработать двигателю в таком положении минут 15, воздушные пробки исчезнут. Подробнее.

— Загрязнена внешняя часть радиатора системы охлаждения
Радиатор перестает эффективно выполнять свою функцию охлаждения жидкости.
Необходимо очистить внешнюю часть радиатора струей воды под давлением. Либо вручную щеткой.
— Радиатор загрязнен внутри
Со временем скопившиеся отложения забивают трубки и нижний бачок радиатора.
Снимаем радиатор, выливаем из него грязь, промываем водой под давлением.
— Загрязнена система охлаждения в целом
Проверьте систему охлаждения. При необходимости промойте систему охлаждения специальной промывкой.
— Неправильно установлен момент зажигания
Проверьте правильность установки момента зажигания и при необходимости подкорректируйте его.
«Проверка и установка момента зажигания на двигателях автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099».
Можно подкорректировать октан-корректором трамблера. Вращая его туда-сюда.

— В бензобак залито некачественное топливо со слишком низким октановым числом
Слейте бензин из бака и заправьте новый, соответствующего качества.
«Бензины применяемые на автомобилях ВАЗ».
— Неисправен насос охлаждающей жидкости (помпа)
Возможно неисправна крыльчатка помпы (заводской дефект или последствия низкого качества изготовления). Циркуляция охлаждающей жидкости в этом случае будет нарушена, двигатель станет перегреваться. Возможно нарушена герметичность помпы — охлаждающая жидкость уходит, двигатель перегревается. В любом случае замените насос.

Помимо этого стоит заглянуть в канал подводящий охлаждающую жидкость к помпе. Иногда в нем скапливаются куски герметика, которым некоторые авторемонтники иногда уплотняют соединения системы охлаждения двигателя. Желательно выковырнуть это все оттуда и тем самым восстановить ее нормальную циркуляцию.
— Сильный нагар на тарелках клапанов и в камере сгорания
Устраняется только при снятии головки блока. См. «Нагар на клапанах».

— Неисправен коммутатор
Проверьте коммутатор. При необходимости замените исправным.
«Проверка коммутатора автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099».

— Неисправна пробка расширительного бачка
Заклинил ее выпускной клапан, давление в системе сильно возросло, ОЖ закипела. Подробнее: «Крышка расширительного бачка системы охлаждения двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099».

Еще статьи по двигателям автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Что делать если закипел двигатель?
— Термостат системы охлаждения двигателя ВАЗ 21083 (21093, 21099)
— Горит лампа аварийного давления масла на двигателях автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099