Установка момента зажигания – это одна из основных настроек двигателя автомобиля.
Неправильно выставленное зажигание (как в сторону увеличения угла опережения, так и в сторону уменьшения) сразу же отражается на его работе в худшую сторону. Поэтому следует с особым вниманием отнестись к этой процедуре, особенно на переднеприводных автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099.
Признаки неправильно установленного момента зажигания
потеря мощности и приемистости
провал при нажатии на педаль «газа»
перегрев, детонация, выстрелы в глушитель или карбюратор вот далеко не полный перечень таких неисправностей.
Следует учитывать, что аналогичные признаки возникают при неправильно отрегулированном или неисправном карбюраторе, неисправном клапанном механизме и т. д.
Цель установки момента опережения зажигания
Установить требуемый момент опережения зажигания, при котором основные характеристики работы двигателя автомобиля — мощность, приемистость, обороты холостого хода, расход топлива, будут в норме.
Инструменты для проведения работ
— Стробоскоп (простейший, без встроенного тахометра, можно купить в магазине за 200-300 рублей). Более продвинутый, со встроенным тахометром стоит несколько дороже.
— Тахометр (можно использовать встроенный в щиток приборов, можно подключить внешний (например, автотестер, мультиметр в режиме тахометра), можно ориентироваться на слух, при наличии опыта).
— Ключ накидной или рожковый. Либо соответствующая головка с трещоткой, или г-образный ключ. Размер на 10.
Подготовительные работы
— Прогреваем двигатель автомобиля до рабочей температуры (85-900)
— Устанавливаем минимальные обороты холостого хода (750-800 об/мин)
Для этого вращаем винт «количества» топливной смеси на карбюраторе. Выставить минимальные обороты можно по тахометру, можно на слух. Если они соответствуют норме, то этот пункт пропускаем.
— Снимаем со штуцера на корпусе вакуумного регулятора опережения зажигания, на трамблере, силиконовую трубку подведения разрежения, идущую от карбюратора
— Проверяем, приложив к ее отверстию палец, есть ли в ней разрежение
Его там быть не должно, так как по идее он должен включаться в работу на оборотах свыше 800. Если есть, немного уменьшаем обороты холостого хода (вращая винт «количества» топливной смеси на карбюраторе) пока оно не пропадет.
— Заглушаем двигатель
— Отверстие в силиконовой трубке затыкаем мелким болтиком или просто сгибаем ее пополам (завязываем узлом)
— Ключом на 10 ослабляем три гайки крепления корпуса трамблера
— Ищем на картере коробки передач лючок со шкалой и видимой частью маховика. Обычно он закрыт резиновой пробкой
Пробку извлекаем.
— Шкалу в лючке протираем тряпкой, чтобы на ней были хорошо видны установочные риски
— Поворачиваем шлицевой отверткой маховик за шлицы его венца и находим на нем длинную поперечную установочную метку
Когда она стоит напротив треугольного выреза на шкале в лючке, то это значит, что угол опережения зажигания равен 00, а поршни первого и четвертого цилиндров поднялись в верхнюю мертвую точку. Если она плохо видна из-за замасливания или загрязнения, протираем через лючок кромку маховика, пока не найдем ее. Можно выделить метку мелом. См. фото в начале статьи.
— Проверяем та ли это риска (вдруг у вас маховик установлен неправильно)
Проверку осуществляем по следующим меткам – длинная метка на маховике должна стоять напротив треугольного выреза на шкале, метка на шкиву распредвала — напротив выступа на задней крышке ремня ГРМ (чтобы их увидеть следует снять пластиковую крышку ремня ГРМ).
— Подключаем стробоскоп
Подключение осуществляем по инструкции к вашему стробоскопу, так как модели их бывают разные и способы присоединения их могут различаться в деталях. В основном подключение стробоскопа выглядит так – красный провод к выводу «В» (+) катушки зажигания, черный к «минусу» АКБ, или любой детали корпуса, металлический зажим на высоковольтный провод четвертого цилиндра (ближнего к трамблеру).
Установка момента зажигания (угла опережения зажигания) ВАЗ 2108, 2109, 21099
1. Запускаем двигатель, еще раз убеждаемся по тахометру, что обороты холостого хода минимальны.
2. Направляем мигающий луч стробоскопа в лючок со шкалой.
В свете луча стробоскопа длинная, выделенная метка на маховике должна находиться напротив нужного деления на шкале.
Каждое деление на ней соответствует одному градусу опережения зажигания.
Дно ее среднего треугольного выреза это ноль градусов.
Углы под 92-й бензин
На двигателе 2108 опережение зажигания (-10; +-10), 21081 (10; +-10), 21083 (10; +-10).
Углы под 95-й бензин
Для двигателя 2108 опережение будет составлять 1 градус – одна риска на шкале в сторону лобового стекла от дна треугольного выреза в ее центре, 21081 – 5 градусов (5 делений), 21083 – 4 градуса (деления). Допустима погрешность в один градус как в сторону уменьшения угла, так и его увеличения.
Подробно про углы см. «Углы опережения зажигания для ВАЗ 2108, 2109, 21099».
3. Корректировку угла опережения зажигания осуществляем вращением корпуса распределителя зажигания (трамблера).
Вращением по часовой стрелке (если смотреть со стороны крышки трамблера) угол опережения увеличивается (зажигание становится более ранним), против, угол опережения уменьшается (зажигание становится более поздним). Можно сориентироваться по шкале с делениями и знаками «+» и «-» на корпусе трамблера. Вращая трамблер, мы перемещаем ее относительно выступа на корпусе вспомогательных агрегатов. В сторону минуса – зажигание делаем раньше, в сторону плюса , позднее. Одно деление этой шкалы равняется 80. Поэтому крутим трамблер медленно, аккуратно и на небольшой угол.
4. Добившись нужного угла опережения зажигания глушим двигатель, отсоединяем стробоскоп, закрепляем трамблер.
5. Проверяем правильность установки момента зажигания.
— При нажатии на педаль «газа», на прогретом двигателе, на холостом ходу, не должно ощущаться «провалов» в работе.
— При резком нажатии на педаль «газа», при движении со скоростью 45-50 км/ч, на ровном участке дороги, на четвертой передаче должна ощущаться кратковременная детонация (3-5 сек). «Стук пальцев» другими словами. Если ее нет, зажигание позднее, если есть и никак не проходит, зажигание слишком раннее. Корректируем ситуацию небольшим вращением трамблера в ту или иную сторону. После чего проводим проверку еще раз.
Примечания и дополнения
— Если длинная установочная метка на маховике не стоит на месте напротив шкалы в лючке, а постоянно дергается и смещается значит у вас возможно проблемы с трамблером (распределителем зажигания), регулятором напряжения в генераторе, катушке зажигания, высоковольтных проводах. Возможен так же незначительный пробой проводки.
— Если автомобиль едет тупо после данной регулировки, то экспериментируем с установкой угла опережения. Чаще всего обычно приходится зажигание делать пораньше (увеличивать угол опережения зажигания). В сети Интернет встречаются описания регулировок с увеличением угла до 10, 12 и даже 25 градусов. В любом случае показателем правильно выставленного момента зажигания будет являться легкая детонация при нажатии на газ на скорости 45-50 км\ч, хорошая приемистость и отсутствие провалов.
Еще статьи на сайте по системе зажигания автомобилей ВАЗ 218, 2109, 21099
— Проверка коммутатора автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Проверка высоковольтных проводов автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099, 2105, 2107 и пр.
— Неисправности бесконтактной системы зажигания автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Применяемость свечей зажигания на автомобилях ВАЗ
— Углы опережения зажигания двигателей автомобилей ВАЗ
— Как понять, что сбилось зажигание?
Здравствуйте! Этот штитфт из обычной стали. Можно самому подобрать по размеру и установить (как вы и пишете). Датчику НО достаточно простого металлического стержня, чтобы всколыхнуть его магнитное поле и выдать импульс на контроллер.
Здравствуйте. У меня ВАЗ 21083 с МПСЗ (контроллер МС2713-02). При замене сцепления обнаружилось, что плоскость маховика слегка «сработалась» диском сцепления. Не критично, но всё же. В маховике установлен штифт для датчика НО. В продаже таких маховиков не обнаружил. Этот штифт из какого то «специального» металла? Или можно в обычном маховике скопировав местоположение высверлить отверстие и запрессовать обычный штифт нужного диаметра и на необходимую высоту?
В девятку лучше заливать 92-й. 95-й богат разными присадками, что плохо для свечей.
Выставить зажигание трамблером можно по статье «Корректировка зажигания вращением трамблера». Про днище статьи нету. есть только про пороги. Скоро я думаю появится и про днище.
А еще за пласмасу на верхнем подшипнике тамблера где стоит датчик холла, что-то с нее по откалывались кусочки с выступами затертыми и люфт кажись есть помоему лишний. Что она есть в продаже на замену или только в сборе с подшипником и датчиком холла. Эпоксидным клеем востановить может (это он как смола застывает?), или совсем приклеить? На магните кажись милиметр затерто но крыльчатка без затертостей, порошок как черн был на крельчатке. Капля масла была и какието кусочки чегото прилипшие за защитной пластмаской я разобрал заменил сальник собрал, зазор больше правда регулировочных шайб в продаже не нашол. А есть илюстрации каталога по трамблеру нахожу только его в сборе.
Здраствуйте. А какое преимущество дает 95й бензин?
Еще за опережение в сторону минус шкалу на трамблере перемещать 21083, это против часовой крутить если стоять слева? Что-то попробывал по часовой также не тянит бывает рывками, с 50ти с задержкой просто ускоряется не слышу других звуков? Бывает на холостых газа добавляю и глохнет, как подсос воздуха или низкий уровень в карбюраторе? Есть проблема в бензо насосе с выходным клапаном сносилась уплотнительное колечко, залипать может клапан в карбюраторе. Попробывал в другую но пока на 50ти не пробывал какаето круглая насечка стоит поставил на нее, верхняя думаю, еще дальше риска.
И как там со статьей о днище 9ки, смотрел не нашол?
1. Проверьте открывается ли дроссельная заслонка при нажатии на педаль газа (возможно торос в приводе перетерся).
2. Проверьте как установлены диффузоры (если наоборот, то бензин не будет поступать в двигатель).
3. Проверьте качает ли бензонасос (статья «Не качает бензонасос»).
4. Проверьте искру на свечах («Проверка искры на свечах»).
5. Проверьте не оборвало ли ремень ГРМ (и заодно установочные метки).
Всем привет, подскажите что делать, карб солекс не подаёт топливо в двигатель, в камере есть бензин, на дроссель жму, а подачи нет, продул жиклеры, ноль эмоций, голову уже сломал
Выставьте взаимное расположение коленвала и распредвала по двум меткам — на шкиву распредвала и на шкиву коленвала. После чего в лючке сцепления самостоятельно нанесите метку на маховике напротив середины треугольного выреза шкалы (краской или нацарапать). Выставляем зажигание стробоскопом. Проверяем в движении. Корректируем вращением трамблера.
всем привет!
мужики подскажите пожалуста!!
купил ваз 21093 карбюратор.менял ремень грм.когда пришла пора выы
ставить зажигание вот тут то и проблема…
у меня карбюратор но какие-то кулибины поставили туда электронное зажигание ещо и катушки от газели.
как выставить зажигание???
плюс ещо и маховик перевернут!!!
что делать???
доброе время суток!
Попробуйте снять крышку ГРМ, совместить метки на шкиву распредвала и метку-выступ на задней крышке ГРМ. В этот момент метка на маховике должна наблюдаться в лючке. Метка очень тонкая, может быть засорена и поэтому не заметна. Во время осмотра лучше протирать маховик тряпкой или щеткой. По метку-цилиндрик информации нет. Возможно это собственные вариации какого-либо производителя маховиков.
На моём ваз-21083 не могу найти метку на маховике, несмотря на то, что прокручивал его медленно и внимательно осматривал каждый миллиметр при подсветке лампой. Но в одном месте на поверхности маховика, где должна быть риска обнаружил цилиндрик диаметром
2 мм и высотой 3 мм, ось которого перпендикулярна поверхности маховика (той поверхности, на которой должна быть риска). Может быть на каких то сериях метку делали именно таким образом?
Долгим путем проб и ошибок определил, что для моей машины для 95 бензина подходящий угол 3-3,5 градуса, для 92 0-1 градус. Машина ВАЗ 21099 2000 г. выпуска, двигатель 1,5 литра. У меня детонация на машине при завышенном угле не слышна, поэтому сложно было найти правильный угол, приходилось ориентироваться на собственные ощущения. Сейчас езжу с октан-корректором «ОКТАН4», чтобы регулировать угол из салона.
Здравствуйте уважаемый механик! )
Интересная опять статья про УОЗ! Спасибо.
Нужно мне будет тоже проверить на каком градусе отметка маховика коленвала находится?
У меня ваз 21081 похоже тоже маховик стоит не правильно постоянно экспериментирую но на литровом двигателе сложно определится—и так и так по всякому не особо едит особенно в гору
Выставить распредвал и коленчатый вал по меткам на шкивах. Ослабить крепление трамблера. Запустить двигатель. Вращением трамблера установить стабильные обороты холостого хода. Проверить правильность установки в движении. Двигатель должен на всех режимах охотно откликаться на нажатие педали «газа». Подкорректировать, если что не так, трамблером.
не могу выставить зажигания , маховик похоже стоит не правильно. как выставить зажигания ?
ТЫ ПРАВ Я 17 ЛЕТ ЕТИМ ЗАНИМАЮСЬ КАРБ И СИСТ ЗАЖ НИ КОГО НЕ СЛУШАЙ Т 0973333979
Спасибо!!!
TURKEY..
Я с тобой согласен..
Походу каждый мотор требует своего подхода.
Было бы хорошо что б это учитывали те, к кому обращаются владельцы стареньких ВАЗов..
А так..сегодня ремонт в основном заключается в замене еще «живых» деталей на.. новые.. и так до бесконечности..
Удачи тебе на дорогах!! И надежных тормозов!!
Игорь, спасибо за развернутый комментарий. Побольше бы таких на этом сайте. Действительно в руководстве по ремонту автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 указан отрицательный угол, поэтому он и появился в этой статье. Я считаю, что при проведении подобных работ со своим автомобилем, автовладельцу необходимо знать и то, что написано в руководстве по ремонту, и иметь информацию о реальных методах ремонта и регулировки. Только так можно добиться положительного результата. У меня ВАЗ 21083 1998 г. в. Угол опережения зажигания 3-4 градуса (как в статье). Разгон, динамика, обороты ХХ в норме. Пробовал 10 градусов. Все очень плохо. У друга ВАЗ 21093 3-4 градуса не тянет вообще, а опережение в 10 градусов и все очень даже ничего.
«ОТРИЦАТЕЛЬНЫМ» угол опережения НЕ МОЖЕТ БЫТЬ по своему изначальному назначению…
ОН ДОЛЖЕН ОПЕРЕЖАТЬ!!!!! момент прохождения пошня чз ВМТ…
С 1989г я являюсь владельцем ВАЗ-2108 (1.3л) … до сих пор этот авто у меня!! на полном ходу!!
С самых первых километров обслуживал машину сам..
Очень долго выставлял УОЗ именно по инструкции +1* (по стробоскопу)..
тяга двигателя вроде устраивала.. но мотор расходовал всегда порядка 7-8 литров топлива…
В СССР, в Казахстане, где я жил..качество топлива всегда было сомнительным.. Возможно этот УОЗ (+1*) и был близок к оптимальному..(и то с большой натяжкой)..
Определится с углом..помог случай..
Мы с другом поехали на двух машинах в Ташкент..750км.
У него тоже ВАЗ-2108 1.3л.. С почти одинаковым пробегом..
Его машина оказалась намного экономичнее и шустрее моей.. это при том что загрузка, резина, топливо, скорость движения, даже масло и свечи зажигания в наших двигателях были абсолютно одинаковыми..
Разница в расходе топлива составила почти 2.2литра..
Прямо там, в Ташкенте..я посмотрел стробоскопом как выставлен УОЗ на машине друга.. и был удивлен что метку было еле видно в самом верху окошка на маховике..те ОЧЕНЬ РАННЕЕ ЗАЖИГАНИЕ!!! (~10*)
Я даже открыл крышку ремня ГРМ, чтоб убедится что метки стоят на своих местах…
И после этого выставил у себя аналогичный УОЗ..
Машины полностью сравнялись по своим характеристикам тяги и экономичности..
Все это было на пробеге около 40т.км..
Сейчас пробег более 260т.км..
Расход масла составляет не более 0.3л..от смены до смены (10т.км.)
Запуск в любой мороз — 100% !!!
…
Все описанное выше.. актуально только именно для ВАЗов 08 и 09 с 1.3 и 1.5л. моторами.
Такие существенные отклонения от заводских инструкций в других отечественных машинах, приводили к ухудшению ТТХ моторов.. Со всеми вытекающими проблемами.
Сегодня, на дорогах все меньше и меньше машин с карбюраторами и трамблерами.. )))
И данная тема уже мало кого заинтересует..
Чем обьяснить, почему в заводской инструкции, до самых последних лет выпусков семейства карбюраторных ВАЗ 2108..и тд.. рекомендовались явно «ПОЗДНИЕ» УОЗ.. трудно сказать!!???
Я видел такой же отрицательный угол опережения зажигания в руководстве по эксплуатации ВАЗ 2108, 2109, 21099 «За рулем». Может это для идеально настроенного двигателя с нормальным бензином. А так, в реальности, скорее всего действительно машина не будет тянуть с таким углом. Под наш бензин нужны углы пораньше. Надо будет попробовать.
А на фото.. положения меток вообще не понятно на чем основанно..???????
Первый раз вижу..что УОЗ может быть со знаком «МИНУС»..(фото для ВАЗ 2108!!)
Если установить так метки.. машина тронется с трудом..и будет расходовать по 10-12л топлива на 100км..
ОШИБКА В ИНФ ПО УСТАНОВОК МЕТОК УГЛОВ УСТАНОВКИ ЗАЖИГАНИЯ!!!
на фото где изображены как должны находится метки угла опережения зажигания (типа по заводу для 92 бензина) для 08. 081. 083… Там все не так!!!
Инструкция гласит для —
ВАЗ 2108 угол должен быть -+ 1*
21081 -+ 6*
21083 -+ 4*
…
В реальной эксплуатации углы предпочтительнее выставлять раньше на 5-7*градусов…от заводских те..
2108 — 8*
21093 — 12*..
(эти цифры все из личной эксплуатации…)
слышь, умники, если нашли ошибку, то укажите на нее, не будьте голословными
И не одна.
В статье есть ошибка вводящая в заблуждение.