Причинами перегрева карбюраторного двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 и их модификаций являются неисправности системы охлаждения, системы зажигания, самого двигателя. Несвоевременное обращение внимания на эту проблему приводит к осадке поршневых колец, повреждению прокладки головки блока, деформации головки блока, то есть к таким последствиям после которых неизбежен капитальный ремонт двигателя.
Перечень неисправностей приводящих к перегреву двигателя
1. Низкий уровень охлаждающей жидкости (тосола, антифриза) в расширительном бачке.
Долейте охлаждающую жидкость в расширительный бачок. На холодном двигателе уровень должен находиться между метками MIN и MAX. Проверьте элементы системы охлаждения на предмет подтекания охлаждающей жидкости.
2. Неисправен датчик включения вентилятора радиатора, электромотор вентилятора, либо их электрическая цепь.
Антифриз (тосол) может закипеть. Проверьте их работоспособность – замкните выводы датчика. Если вентилятор включился – датчик неисправен. Если нет – неисправен вентилятор или в идущей к нему электрической цепи обрыв.
См. «Как определить почему не включается вентилятор радиатора?».
3. Неисправен термостат.
Охлаждающая жидкость циркулирует только по малому кругу, в термостате заклинил термоэлемент. Проверьте работу термостата – Прогрейте двигатель на холостом ходу и потрогайте нижний патрубок радиатора. По мере прогрева двигателя он должен постепенно прогреваться, пока не станет совсем горячим. Если этого не происходит, меняем неисправный термостат.
4. Воздушная пробка в системе охлаждения.
Нарушается циркуляция охлаждающей жидкости в системе охлаждения и наступает перегрев двигателя. Часто воздушные пробки возникают после замены элементов системы охлаждения (например, печки, крана отопителя и т. д), сопровождающихся сливом и заливом охлаждающей жидкости. Обычно косвенным признаком завоздушивания системы является слабый прогрев печкой салона автомобиля, так как она является самой высокой точкой системы охлаждения и более всего подвержена завоздушиванию.
Поставьте автомобиль на наклонную плоскость, так чтобы нос был задран вверх, при этом радиатор печки перестает быть самой высокой точкой системы охлаждения. Дайте поработать двигателю в таком положении минут 15, воздушные пробки исчезнут. Подробнее.
5. Загрязнена внешняя часть радиатора системы охлаждения.
Радиатор перестает эффективно выполнять свою функцию охлаждения жидкости.
Необходимо очистить внешнюю часть радиатора струей воды под давлением. Либо вручную щеткой.
6. Радиатор загрязнен внутри.
Со временем скопившиеся отложения забивают трубки и нижний бачок радиатора.
Снимаем радиатор, выливаем из него грязь, промываем водой под давлением.
7. Загрязнена система охлаждения в целом.
Проверьте систему охлаждения. При необходимости промойте систему охлаждения специальной промывкой.
См. «Как понять, что система охлаждения двигателя загрязнена?».
8. Неправильно установлен момент зажигания.
Проверьте правильность установки момента зажигания и при необходимости подкорректируйте его.
«Проверка и установка момента зажигания на двигателях автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099».
Можно подкорректировать октан-корректором трамблера. Вращая его туда-сюда.
9. В бензобак залито некачественное топливо со слишком низким октановым числом.
Слейте бензин из бака и заправьте новый, соответствующего качества.
«Бензины применяемые на автомобилях ВАЗ».
10. Неисправен насос охлаждающей жидкости (помпа).
Возможно неисправна крыльчатка помпы (заводской дефект или последствия низкого качества изготовления). Циркуляция охлаждающей жидкости в этом случае будет нарушена, двигатель станет перегреваться. Возможно нарушена герметичность помпы — охлаждающая жидкость уходит, двигатель перегревается. В любом случае замените насос.
Помимо этого стоит заглянуть в канал подводящий охлаждающую жидкость к помпе. Иногда в нем скапливаются куски герметика, которым некоторые авторемонтники иногда уплотняют соединения системы охлаждения двигателя. Желательно выковырнуть это все оттуда и тем самым восстановить ее нормальную циркуляцию.
См. «Признаки (симптомы) неисправности помпы двигателя».
11. Сильный нагар на тарелках клапанов и в камере сгорания.
Устраняется только при снятии головки блока. См. «Нагар на клапанах».
12. Неисправен коммутатор.
Проверьте коммутатор. При необходимости замените исправным.
«Проверка коммутатора автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099».
13. Неисправна пробка расширительного бачка.
Заклинил ее выпускной клапан, давление в системе сильно возросло, ОЖ закипела. Подробнее: «Проверка крышки расширительного бачка системы охлаждения».
Примечания и дополнения
— Один из признаков постоянного перегрева двигателя антифриз (тосол) ржавого цвета в расширительном бачке.
— Если случился перегрев двигателя автомобиля, после которого из выхлопной трубы глушителя стал идти белый дым, то скорее всего произошла деформация привалочной поверхности головки блока и ее стык с блоком цилиндров стал негерметичным. В таком случае придется снимать головку блока и проверять ее на искривление. См. «Проверка снятой головки блока двигателя на деформацию».
— Существует простой и быстрый способ предварительной диагностики причин перегрева двигателя автомобиля. Его суть в определении момента, когда закипел двигатель. Во время медленного движения или на скорости. См. «Быстрая диагностика причин перегрева двигателя автомобиля».
Еще статьи по двигателям автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Что делать если закипел двигатель?
— Термостат системы охлаждения двигателя ВАЗ 21083 (21093, 21099)
— Мутный антифриз (тосол) в расширительном бачке, почему?
— Что такое большой и малый круг системы охлаждения двигателя?
— Стрелка указателя температуры постоянно в красной зоне
— Проверка исправности вентилятора радиатора ВАЗ 2108, 2109