Стартер медленно крутит — «башмачит»

Башмачит стартерПопробуем разобраться почему стартер «башмачит» и как самостоятельно устранить эту неисправность.

На примере стартера 29.3708 автомобиля ВАЗ 21083 (21093, 21099).

Что скрывается под выражением «башмачит стартер»?

«Башмачит» значит подклинивает при вращении, вращает слишком медленно.


Признаки неисправности

Частота вращения вала стартера при пуске двигателя в пределах 1650 об/мин. Если при пуске стартер слишком медленно вращает коленчатый вал двигателя, либо, то вращает нормально, то замедляется (подклинивает) — скорее всего он «башмачит».

Попутно из-за высокой нагрузки на аккумулятор может гаснуть подсветка приборов, свет в салоне.

Причины неисправности «башмачит стартер»

1. Разряжен аккумулятор.

Севшая аккумуляторная батарея не даст стартеру нормально крутить двигатель так как стартер самый мощный потребитель электроэнергии (280 А), а обеспечить достойный пусковой ток у нее не получается.

2. Плохой контакт в соединениях.

Окисленные контакты, плохо затянутые соединения электрической цепи стартера, дают большие потери электрического тока при пуске двигателя.

3. Неисправно тяговое (втягивающее) реле стартера.

Изношены контакты внутри реле. Не замыкаются в достаточной степени при подаче на него напряжения.

4. Разбиты втулки вала стартера.

Ваз стартера 29.3708 вращается на двух металлокерамических втулках. При износе соосность их нарушается и вал начинает подклинивать.

5. «Подвисают» или изношены щетки стартера.

Если стартер работает уже более 100.000 км пробега вполне вероятно с его щеточным узлом будут проблемы. См. фото в начале статьи.

6. Подгорел или изношен коллектор.

К изношенным щетка на стартерах с длительной эксплуатацией практически всегда добавляется загрязнение или подгорание коллектора. В таком случае между ними нарушается контакт и стартер крутит слишком медленно («башмачит») или не крутит вовсе.

Подгорел коллектор якоря стартера
Видавший виды коллектор якоря стартера 29.3708 автомобиля ВАЗ 21083 (21093, 21099)

Подробно о коллекторе: «Признаки (симптомы) подгорания коллектора якоря стартера».

Что делать, если стартер автомобиля «башмачит»?

1. Проверяем заряд АКБ.

Снимаем клеммы проводов с выводов аккумулятора. Присоединяем щупы мультиметра в режиме вольтметра к выводам АКБ. Смотрим показания. Если аккумулятор заряжен на 100 процентов, напряжение на выводах составляет 12,7-13 В, 12,5 — 75 процентов, 12,3 В — 50 процентов, 12,1 В — 25 процентов, 11,8 В — 0 процентов. Подробнее: «Проверка аккумуляторной батареи автомобиля».

2. Проверяем надежность соединений электрической цепи включения стартера.

Особое внимание соединениям «клемма провода на стартер — плюсовой вывод АКБ», «клемма провода от АКБ — верхний вывод тягового реле стартера», а так же проверяем массу стартера (См. фото ниже). В случае необходимости зачищаем контакты и подтягиваем соединения.

Масса электрооборудования ВАЗ 2108, 2109, 21099
Крепления «массы» электрооборудования на кузов и коробку автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

См. «Как заставить стартер автомобиля энергичней крутить?».

3. Проверяем тяговое (втягивающее) реле.

Не снимая и не разбирая стартер можно проверить только исправность втягивающего реле. Для этого соединяем отверткой два его вывода (болта). Стартер включился — реле неисправно, нет, придется снимать и искать причину дальше.

быстрая проверка стартера
Быстрая проверка исправности стартера
4. Поверяем щетки.

На стартере 29.3708 для доступа к щеткам нужно снять стартер. На самом стартере необходимо снять заднюю крышку. Если щетки менее 0,5 см высотой, их следует заменить новыми. Сделать это можно не разбирая стартер. Так же необходимо проверить свободу перемещения щеток.
Подробно о самостоятельной замене щеток стартера: «Как заменить щетки стартера автомобиля ВАЗ 2108, 2109, 21099».

Снимаем старую щетку со стартера
Снимаем старые щетки со стартера
5. Проверяем коллектор.

Для полного доступа к коллектору придется разобрать стартер. Если он не разрушен, зачищаем его мелкозернистой наждачной бумагой, промываем бензином.

6. Проверяем втулки вала стартера.

Примечания и дополнения

Иногда вместо маховика шестеренка стартера прокручивает только его зубчатый венец. Происходит это если при ремонте венец был установлен на маховик с нарушениями и стал проворачиваться. Со стороны стартера при этом доносится скрежет и шум.

В ряде случаев причиной подклинивания стартера может быть «обрыв» или «короткое замыкание» в обмотках якоря. Но чаще всего при этом стартер не крутит вообще.

Еще статьи по автомобильному стартеру

— Реле включения стартера ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Стартер не выключается после пуска двигателя, почему?

— Втягивающее срабатывает, стартер не крутит, почему?

— Неисправности бендикса стартера

— Почему стартер плохо крутит при заряженном аккумуляторе?

— Проверка обмоток стартера на короткое замыкание и обрыв

Подписывайтесь на нас!
Twokarburators-Vk
Twokarburators-Ok
Twokarburators-Telegram
Twokarburators-Dz

Стартер медленно крутит — «башмачит»: 1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *