Существует несколько признаков (симптомов) по которым можно самостоятельно понять, что щетки стартера вышли из строя и нуждаются в замене.
На примере стартера 29.3708 автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 попробуем разобраться, что это за признаки и как их самостоятельно распознать.
Для начала определимся, что может произойти со щетками стартера, что бы они пришли в негодность.
Во первых, это усталостный износ. Который составляет для щеток стартера 29.3708 автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 0,5 см. Если щетки ниже этой высоты, то они перестают нормально работать.
Во вторых, это разрушение щеток в следствии низкого качества или неправильной установки при ремонте.
И в третьих — это зависание щетки (подвисание), когда ее заклинивает в обойме и она перестает касаться коллектора якоря стартера.
Ну и еще можно добавить неисправность напрямую влияющую на работоспособность щеток — это загрязнение коллектора якоря, при котором нарушается контакт с ним щеток.
В любом из этих перечисленных случаев нарушается или вообще прекращается подача электрического тока через щетки на якорь стартера. Исходя из этого признаки неисправности щеток будут следующие.
Признаки (симптомы) неисправности щеток стартера
1. Стартер не крутит, но втягивающее реле щелкает.
При повороте ключа в замке зажигания в положение «стартер» происходит срабатывание втягивающего реле стартера, но стартер не крутит двигатель. Срабатывания могут быть частыми или, наоборот не частыми. То есть электрический ток поступает на втягивающее реле и оно срабатывает (щелкает при замыкании «пятаков»). Но из-за повреждения щеток дальше на якорь стартера он не попадает и тот не крутит.
Помимо щеток причиной этой неисправности могут выступать и другие детали стартера и не только. См. «Срабатывает втягивающее (тяговое) реле стартера, но он не крутит».
2. Стартер слишком медленно вращает коленчатый вал двигателя.
Частота вращения вала стартера при пуске двигателя в пределах 1650 об/мин. Если при пуске стартер слишком медленно вращает коленчатый вал двигателя, либо, то вращает нормально, то замедляется (подклинивает), то скорее всего его щетки вышли из строя. А именно контакт щеток с якорем стартера уже нарушен, но еще не до конца. Имеется значительное сопротивление прохождению электрического тока.
Что делать, если есть подозрение на неисправность щеток стартера?
Выход тут только один. Необходимо снять стартер и проверить состояние его щеток. Если стартер не ремонтировался уже где-то около 100 тыс км пробега, то наверняка его щетки потребуют замены. Для доступа к щеточному узлу у стартера 29.3708 можно снять только задний защитный кожух. В ходе визуального осмотра определяем состояние щеток, проверяем свободу их перемещения и устраняем заедание. В случае необходимости заменяем их новыми. См. «Как заменить щетки на стартере ВАЗ 2108, 2109, 21099?».
Помимо щеток причиной этой неисправности могут выступать и другие детали стартера и не только. См. «Почему стартер плохо крутит при заряженном аккумуляторе?».
Примечания и дополнения
— Принцип действия стартера 29.3708 и иных стартеров аналогичных ему основан на физическом явлении взаимодействия магнитного поля якоря с магнитным полем обмотки статора, при котором якорь выталкивается из магнитного поля сердечников обмотки статора и начинает вращаться. Что бы эта система сработала необходимо подать напряжение (электрический ток) на якорь стартера. Что и происходит через щетки, прижатые к коллектору якоря.
— Одной из наиболее распространенных моделей стартеров для автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 является стартер 29.3708 и его модификации (например, 29.3708-01 и т.п.). Это четырех щеточный электродвигатель постоянного тока со смешанным возбуждением от постоянных магнитов, оборудованный приводом включения и двухобмоточным тяговым реле.
Вот характеристики его щеток.
Тип щеток – МГС-20
Число щеток – 4
Размеры щеток – 7/16/20 мм
Сила натяжения щеточной пружины – 0,9-1,1 кГс
Еще статьи по автомобильному стартеру
— Почему при включении стартера слышен шум, хруст и скрежет?
— Диагностика причин неисправностей автомобильного стартера
— При включении стартера плавится проводка и идет дым, причины
— Проверка обмоток стартера на короткое замыкание и обрыв
— Стартер не выключается после пуска двигателя