Диагностика причин неисправностей автомобильного стартера

Диагностика причин неисправностей автомобильного стартераНа примере стартера 29.3708 автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 рассмотрим какие с ним могут приключиться неисправности, какие существуют причины их возникновения и как их можно самостоятельно диагностировать.

Диагностику причин неисправностей автомобильного стартера проведем по внешним признакам.

1. Если стартер не крутит и вообще не подает признаков жизни.

Причинами того, что стартер автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 не крутит, могут быть как неисправность самого стартера, так и неисправность его электрической цепи.

Для выявления неисправности нужно провести диагностику неисправности по двум направлениям.

Первое — стартер не крутит, втягивающее реле не срабатывает.

В таком случае возможно следующее.

— Соскочил наконечник провода с вывода на втягивающем реле стартера.

К втягивающему (тяговому) реле стартера 29.3708 присоединен один провод. На ВАЗ 2108, 2109, 21099 это обычно красный или малиновый провод. По нему запитывается обмотка втягивающего реле. Помимо того, что наконечник может соскочить, он так же может окислится. Либо он не поджат и болтается на выводе реле. В любом случае электрический ток на реле не поступает и оно не работает.

Провод на втягивающее реле
Наконечник провода на вывод втягивающего реле стартера

— Полностью разряжена аккумуляторная батарея.

— Сильно окислены выводы аккумуляторной батареи.

— Неисправно реле стартера (окислились выводы или «обрыв»).

— Отсоединились провода в контактной части выключателя зажигания (розовый и красный провод).

— Неисправно втягивающее реле стартера (заклинило, сгорело и т.п.).

Такое вполне себе возможно на стартере автомобиля с большим пробегом. Либо, если реле стартера имеет дефект в виду низкого качества изготовления. Или, если были случаи, когда стартер не отключался после пуска двигателя.

Признаки неисправности втягивающего реле стартера автомобиля
Втягивающее реле

Второе — стартер не крутит, втягивающее реле срабатывает.

— Сильно разряжена аккумуляторная батарея.

— Окислены выводы аккумуляторной батареи.

— Неисправно реле стартера (окислились выводы).

— Неисправно втягивающее реле стартера (не замыкаются его контакты – «пятаки»).

— Предельно изношены или подвисли щетки стартера.

— Стерся коллектор на валу стартера.

— Плохой контакт в выключателе зажигания.

— Сгорел или заклинил сам стартер.

— Заклинил двигатель, помпа или генератор.

Не работающий стартер можно проверить по-быстрому. Для этого при помощи отвертки замыкаем выводы тягового реле стартера. При этом рукоятка отвертки должна не пропускать электрический ток, касаться ею нужно строго двух выводов, но не «массы».

быстрая проверка стартера
Быстрая проверка исправности стартера замыканием выводов на втягивающем реле

Наблюдаем за стартером. Если он стал крутить, то неисправно тяговое реле, либо цепь включения стартера. Если стартер не крутит, то скорее всего неисправен он сам (короткое замыкание или обрыв обмоток, износились щетки, загрязнен или изношен коллектор и пр.).

Подробно о том, что делать если стартер не крутит см. «Не крутит стартер на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099».

2. Если стартер крутит, но коленчатый вал двигателя не вращается.

— Изношены зубцы венца маховика.

— Стартер плохо закреплен на двигателе.

— Загрязнена винтовая нарезка якоря стартера, бендикс с трудом перемещается по ней и его и шестеренка не может достать до маховика.

— Пробуксовывает шестеренка привода стартера (бендикса) по причине износа пазов под ролики или самих роликов, или загрязнения.

— Сломался привод стартера. Например, вышел из строя рычаг привода (он может треснуть сам или выскочить его ось). Так же периодически выходят из строя поводковое кольцо за которое зацеплен рычаг привода(ломается пластиковый корпус кольца), буферная пружина (ломается) и шестерня привода (слизываются зубцы, проворачивается в корпусе обгонной муфты).

поломанные детали стартера автомобиля
Бендикс (привод) и якорь стартера 29.3708 автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
3. Если стартер крутит коленчатый вал двигателя слишком медленно.

— Разряжен аккумулятор.

— Плохой контакт в соединениях.

— Неисправно тяговое (втягивающее) реле стартера.

— Разбиты втулки вала стартера.

— «Подвисают» или изношены щетки стартера.

— Подгорел или изношен коллектор. Подгоревший или загрязненный коллектор ухудшает контакт с прижатыми к нему щетками и подача электрического тока на обмотку якоря прекращается, либо ненадежна. Как результат — стартер перестает крутить, либо крутит медленно.

Признаки подгорания коллектора якоря стартера
Подгоревший коллектор якоря стартера не даст ему быстро крутится

Подробно о неисправности см. «Стартер медленно крутит — «башмачит». Либо «Почему стартер плохо крутит при заряженном аккумуляторе?».

4. Если при запуске стартера слышен хруст и треск.

— Изношены зубцы венца маховика.

— Стартер плохо закреплен на двигателе.

— Поломан привод стартера.

См. «Почему  при включении стартера слышен шум, хруст и скрежет?».

износ зубьев венца маховика
Износ зубцов зубчатого венца маховика двигателя автомобиля часто приводит к скрежету и хрусту при их контакте с зубцами шестеренки бендикса
5. Если стартер не хочет выключаться после пуска двигателя автомобиля.

— Неисправна контактная часть замка зажигания. Контакты «50» и «30» остаются замкнутыми, электрический ток продолжает поступать на тяговое реле стартера. Стартер не выключается и продолжает работать после пуска двигателя автомобиля. Возможно контакты «спеклись» или контактная часть замка начинает разрушаться.

— Перекос стартера.

— Неисправна муфта привода стартера.

— Неисправно тяговое (втягивающее) реле стартера. Контактная пластина не размыкается с контактными болтами реле (залипла). Если реле разборное, можно устранить поломку самостоятельно, если нет, то поможет только его замена.

— Муфта привода заклинивает на шлицах якоря (вала) стартера.

— Изношены втулки стартера.

Стартер не выключается после пуска
Стартер ВАЗ не выключается после пуска двигателя автомобиля — основные причины неисправности

Подробнее о проблеме см. «Стартер не выключается после пуска двигателя».

Примечания и дополнения

— Кроме неисправностей стартера причиной того, что стартер крутит, но коленчатый вал двигателя не вращается может быть обрыв ремня газораспределительного механизма, что тоже нужно учитывать при диагностике неисправностей.

Еще статьи по стартеру автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Проверка обмоток стартера на короткое замыкание и обрыв

— Устройство стартера 5712.3708 автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Разборка стартера автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

— При включении стартера плавится проводка и идет дым, причины

— Реле включения стартера ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Схема подключения стартера 29.3708 автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

Подписывайтесь на нас!
Twokarburators-Vk
Twokarburators-Ok
Twokarburators-Telegram
Twokarburators-Dz

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *