Иногда встречается ситуация, когда на автомобилях ВАЗ с пробегом при включении стартера и попытке запустить двигатель слышен посторонний шум, хруст и даже скрежет.
Двигатель при этом может либо с трудом запустится, но может и нет.
На примере стартера 29.3708 автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099 разберемся с возможными причинами этой проблемы.
Почему при включении стартера слышен шум, хруст и скрежет? Список причин.
1. Стартер плохо закреплен на двигателе.
Стартер 29.3708 закреплен на картере коробки передач при помощи трех гаек (шпильки под гайки ввернуты в картер коробки).
В случае если гайки были не док конца затянуты (момент затяжки 15-20 Н.м), либо стартер был закреплен не на все гайки, а например на две или даже одну, то вполне возможно, что от вибрации и тряски при движении автомобиля, а так же от отталкивающего усилия бендикса стартер может немного отойти от картера коробки. В результате его перекашивает, либо он не достает до маховика и шестеренка бендикса при срабатывании (включении стартера) только слегка цепляет за зубцы маховика. Такое цепляние сопровождается довольно громким скрежетом, хрустом и шумом, который может напугать не только водителя, но всех кто находится рядом.
Следует отметить, что при креплении стартера на одну или две гайки появляется риск разрушения крепежных отверстий (уха) в корпусе стартера. Из-за того, что в таком случае на них возрастает нагрузка при его работе.
Для устранения неисправности стоит проверить надежность крепления стартера.
2. Поломан привод стартера.
А именно изношены (выработались от длительной эксплуатации) зубцы на шестеренке привода (бендикса). Либо была установлена некачественная (сырая) деталь при ремонте, которая быстро стерлась.
Износ зубцов шестеренки бендикса приводит к тому, что стартеру попросту не чем зацепиться за зубцы маховика, либо это зацепление не эффективное. При этом может быть слышен скрип и скрежет от трения зубцов при включении стартера, во время попытки провернуть им маховик двигателя, после которого стартер со свистом крутит в холостую (так как зацепления не произошло).
Для проверки износа шестеренки придется снимать стартер с двигателя и проводить визуальный осмотр. Шестеренка с изношенными зубцами ремонту не подлежит. Ей необходима замена.
Подробно о неисправностях привода стартера см. «Неисправности привода стартера (бендикса)».
3. Изношены зубцы венца маховика.
Стартер в таком случае либо крутит вхолостую, либо со скрежетом. Зубцы шестеренки «бендикса» только касаются изношенных зубцов маховика и проскакивают издавая шум и скрежет, так как им сложно зацепиться. Износ зубцов на маховике автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 появляется обычно с двух сторон (так как коленчатый вал двигателя останавливается в основном в двух положениях). Поэтому некоторые водители, столкнувшись с такой проблемой, просто перекатывают автомобиль немного вперед или назад, со включенной передачей. Чтобы маховик повернулся к стартеру хорошими (не разрушенными) зубцами.
Оценить состояние зубцов венца маховика можно путем осмотра их в лючке на картере сцепления. Если они изношены придется снимать маховик с двигателя автомобиля.
В большинстве случаев целесообразно не заменять зубчатый венец на новый, а попросту провернуть его относительно маховика на 90 градусов подставив под «бендикс» стороны с целыми зубцами. Заводской венец может еще послужить, а вот новая деталь может попасться слишком мягкой и выйдет из строя за считанные месяцы.
Подробно об этом смотри в статье «Замена зубчатого венца на маховике двигателя».
Еще статьи по стартеру автомобилей ВАЗ
— Диагностика причин неисправностей автомобильного стартера
— При включении стартера плавится проводка и идет дым, причины
— Почему стартер крутит, а коленчатый вал не вращается?
— Стартер не выключается после пуска двигателя
— Разборка стартера автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Почему стартер плохо крутит при заряженном аккумуляторе?