«Масляное голодание» двигателя автомобиля — термин в авторемонте описывающий работу двигателя в условиях недостаточной смазки трущихся деталей.
На примере карбюраторного двигателя 21083 автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099 рассмотрим какие бывают признаки и причины «масляного голодания», а так же последствия этой неисправности.
Признаки масляного голодания двигателя автомобиля
После пуска двигателя, на холостом ходу, некоторое время мигает или даже горит лампа аварийного давления масла в комбинации приборов. Потом она гаснет, либо сама собой, либо при увеличении оборотов двигателя.
В особо тяжелом случае лампа загорается и не гаснет даже на оборотах
Повышенная шумность двигателя при работе на холостых. «Стучат» клапана.
Причины масляного голодания двигателя автомобиля
1. Низкое давление в системе смазки двигателя автомобиля.
Возможно засорен маслоприемник в поддоне двигателя или помят поддон и его дно прижато к сетке маслоприемника, либо не держит противодренажный клапан масляного фильтра (он отвечает за то чтобы масло не сливалось из системы после остановки двигателя). Помимо этого к низкому давлению в системе смазки может привести подклинивание в открытом положении редукционного клапана масляного насоса или износ его шестерен. Слишком жидкое масло залитое в изношенный двигатель, либо если в масло попадает охлаждающая жидкость или бензин, так же приведет к миганию лампы давления и «масляному голоданию».
Подробно о проблеме низкого давления моторного масла в двигателе см. «Низкое давление масла в двигателе, причины».
2. Низкий уровень масла в поддоне двигателя.
Например, по причине его постоянной утечки через уплотнения двигателя. Либо, в случае, если масло слишком густое и при работе холодного двигателя оно не успевает стечь в поддон. Или когда поршневая изношена, масло не снимается со стенок цилиндров и сгорает.
Для контроля уровня масла в поддоне и его состояния необходимо периодически вытаскивать масляный щуп.
3. Низкое качество моторного масла залитого в двигатель.
Масло низкого качества в процессе эксплуатации дает густые темные отложения на внутренних поверхностях двигателя и каналах системы смазки, сужая их просвет. Они мешают нормальной подаче масла к трущимся деталям. Помимо этого отложения имеют свойство циркулировать по системе смазки вместе с моторным маслом и закупоривать сетку маслоприемника в поддоне.
4. Низкая температура воздуха на улице.
Такая причина возможна если применяется масло, загустевающее на морозе. Оно с трудом прокачивается по системе масляным насосом и с еще большим трудом проникает в зазоры в парах трения.
Последствия «масляного голодания» двигателя автомобиля
По причине «масляного голодания» происходит очень быстрый износ трущихся пар двигателя, которые смазываются под давлением. В первую очередь это подшипники распределительного вала и его кулачки. На втором месте вкладыши шатунных и коренных шеек коленчатого вала. На третьем поршни в цилиндрах.
Пастели распределительного вала в головке блока и его шейки получают задиры и стираются. Стираются и могут провернуться вкладыши на шейках коленчатого вала. Поршни получают задиры, стираются и могут заклинить в цилиндре.
Любая из перечисленных проблем может возникнуть внезапно во время пуска двигателя и его работы на холостом ходу. Например, при внезапной утечке масла или его замерзания на морозе. Об этом сразу предупредит загоревшаяся лампочка аварийного давления. Но, так же, прогрессирование этой неисправности может растянуться во времени и водитель даже не будет замечать, что двигатель испытывает «масляное голодание». Например, когда не держит клапан масляного фильтра или засорена сетка маслоприемника. При этом лампочка давления, может немного поморгать на холостых и потухнуть. Вроде бы ни чего страшного не произошло, а на самом деле пуск двигателя произошел почти «на сухую» со всеми вытекающими негативными последствиями.
Таким образом, что бы избежать «масляного голодания» и предотвратить капитальный ремонт двигателя автомобиля нужно всего лишь использовать нормальное моторное масло, регулярно его менять вместе с фильтром и проводить постоянный контроль его уровня и состояния.
Примечания и дополнения
— Для более полного контроля за маслом в двигателе автомобиля и предотвращения появления «масляного голодания» еще до того как коленчатый вал стал вращаться бывает не лишним иметь датчик уровня масла в поддоне в дополнение к датчику давления. Как, например у инжекторного двигателя 2111 автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099.
Еще статьи по системе смазки двигателя 2103 автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099
— Сальники двигателя 21083 автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099
— Устройство масляного насоса двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Ремонт масляного насоса автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Признаки попадания масла в камеры сгорания двигателя автомобиля
— Особенности устройства и работы масляного фильтра двигателя
— Проверка давления масла в системе смазки двигателя ВАЗ 21083 (2108, 21081)