Одна из довольно часто встречающихся неисправностей в работе двигателя автомобиля — «стреляет в глушитель при нажатии на газ».
Разберемся почему так происходит и что можно сделать для устранения проблемы.
Для примера используем двигатель 21083 (1,5 л) автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099 с карбюратором Солекс 21083.
Признаки неисправности
Двигатель автомобиля более менее нормально работает на холостом ходу. Но если погазовать на месте или попытаться тронутся с места, раздаются хлопки и даже выстрелы в глушитель. Которые могут сопровождаться рыком.
Почему стреляет в глушитель при нажатии на газ? Причины.
1. Переливает карбюратор.
А именно происходит внезапное сильное переобогащение топливной смеси при нажатии на газ. Слишком богатая смесь нормально гореть не хочет. Ее остатки выбрасываются из цилиндров на такте выпуска и догорают в глушителе и резонаторе издавая хлопающие звуки, а когда воспламеняется большой объем не сгоревшей смеси, то происходят выстрелы.
Если такое переобогащение топливной смеси происходит внезапно, при нажатии на газ, то скорее всего в поплавковой камере карбюратора слишком высокий уровень топлива, либо не полностью открывается воздушная заслонка.
2. Имеет место смещение фаз газораспределения двигателя автомобиля.
Нарушено взаимное расположение коленчатого и распределительного валов (смещены их установочные метки). Например, такое возможно при неаккуратной установке ремня привода ГРМ.
Если в результате этого сбиты фазы газораспределения, впускные и выпускные клапана открываются не своевременно, поэтому в одном случае часть горящей смеси выбрасывается в глушитель, где она догорает хлопками. Или же, наоборот несвоевременное открытие впускных клапанов приводит к выбросу смеси в впускной коллектор, хлопкам и выстрелам в карбюратор.
При определенном стечении обстоятельств на холостом ходу такая проблема может почти ни как не проявлять себя, а вот когда водитель нажмет на педаль газа, она пренепременно проявит себя выстрелами и хлопками.
См. «Признаки смещения фаз газораспределения двигателя автомобиля».
3. Есть утечка тока высокого напряжения на массу.
На холостом ходу, когда напряжение в высоковольтной цепи системы зажигания не слишком высоко. Утечки тока высокого напряжения на «массу» — «пробоя» нет. Но стоит увеличить обороты двигателя, напряжение резко возрастает и происходит пробой. В результате один цилиндр отказывается работать по причине слабой искры. Не сгоревшее топливо выбрасывается в выпускную систему двигателя, где догорает хлопками и выстрелами.
4. Нарушен угол опережения зажигания.
На холостом ходу угол опережения зажигания близок по значению или равен начальному углу. То есть, например, для двигателя 21083 это 3 плюс-минус один градуса. Двигатель работает более-менее стабильно и устойчиво. Но когда обороты резко возрастают при нажатии на газ угол опережения нужно своевременно изменить на более ранний. За это в бесконтактной системе зажигания отвечают вакуумный и центробежный регуляторы опережения зажигания. В случае их неисправности топливная смесь будет поджигаться не своевременно, не полностью сгорать и догорать выстрелами и хлопками в глушителе.
5. Неплотно закрывается выпускной клапан.
В таком случае, на такте сжатия горящая топливная смесь выбрасывается в выпускную систему двигателя. Чаще всего при такой неисправности помимо хлопков и выстрелов в глушитель присутствует неустойчивый холостой ход и провалы в работе двигателя.
Примечания и дополнения
— Если хлопки и выстрелы в глушитель происходят не только при нажатии на педаль газа, но и во время работы на холостом ходу, то список причины такой неисправности будет уже гораздо шире. Например, добавятся неисправность системы ЭПХХ и бензонасоса, а так же ряд других, приводящих к переобогащению топливной смеси. Подробно о них в статьях: «Стреляет в глушитель» и «Стреляет и хлопает в глушитель (причины не связанные с карбюратором)».
Еще статьи по двигателю 21083 автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099
— Рывки и подергивания в работе двигателя при нажатии на педаль газа
— Почему в четвертом (4-м) цилиндре двигателя свеча черная?
— Проверка исправности двигателя автомобиля при помощи пробки
— Проверка исправности двигателя автомобиля листом бумаги
— Провал при резком нажатии на педаль газа, причины
— Диагностика двигателя автомобиля по хлопкам из глушителя