Как понять, что пришла пора заменить катушку зажигания?

Как понять, что пришла пора заменить катушку зажиганияРано или поздно катушка зажигания на практически любом автомобиле выходит из строя.

Иногда ее поломка случается внезапно, иногда катушка начинает барахлить постепенно, «маскируя» свою неисправность под проблемы с другими деталями системы зажигания двигателя. Поэтому важно, на самом раннем этапе ее выхода из строя, определить что к чему и своевременно принять меры. Чтобы потом не стоять в поле с поднятым капотом, гадая от чего это двигатель автомобиля вдруг внезапно заглох и больше не запускается.

На примере катушки 27.3705 системы зажигания двигателя 21083 (1,5 л) автомобиля ВАЗ 21083, 21093, 21099 разберемся как понять, что катушка зажигания вышла из строя и, что это именно она создает проблемы.

Как понять, что пришла пора заменить катушку зажигания?

Для начала перечислим наиболее «популярные» неисправности катушки зажигания, что бы знать с чем имеем дело.

Неисправности катушки зажигания

Чаще всего это короткое замыкание и обрыв.

Короткое замыкание в большинстве случаев происходит при повреждении крышки катушки у центрального вывода. Через трещину ток высокого напряжения уходит на «массу». В результате энергия искры на свечах зажигания снижается, либо пропадает вовсе.

При обрыве (например, в обмотках катушки) она перестает вырабатывать электрический ток. Искра на свечах пропадает вовсе.

Исходя из этой информации можно всего лишь по нескольким признакам, появляющихся в работе двигателя автомобиля, сразу предположить, что возможно катушка зажигания неисправна. А так как аналогичные признаки могут появиться при неисправности других элементов системы зажигания (высоковольтных проводов или бегунка трамблера), то что бы наверняка убедиться в «виновности» именно катушки нужно провести хотя бы одну простую проверку. Не требующую специальных инструментов и диагностических приборов.

1. Определяем неисправность катушки зажигания по признакам в работе двигателя.

— Двигатель автомобиля не запускается

Так как катушка перестала вырабатывать ток высокого напряжения (возможно «обрыв» в ее обмотках). Нет тока — нет искры на свечах зажигания. Нет поджига топливной смеси. Стартер будет крутить коленчатый вал, а двигатель не запустится.

— Двигатель «троит» и пытается заглохнуть на холостом ходу

Особенно часто проблема наблюдается в сырую, дождливую погоду. Причина — «пробой» изоляции обмоток катушки на «массу». Ток уходит не на электроды свечей зажигания, а сразу на «массу». Сила искры снижается, она то пропадает, то появляется. Нормальное горение топливной смеси в камерах сгорания нарушается, энергии на проворачивание коленчатого вала не хватает, двигатель «троит» и пытается поскорей заглохнуть. Как уже отмечалось, часто такой «пробой» случается в крышке катушки. Например, у основания центрального вывода, который выламывается от неаккуратного обращения.

— Появились провалы и рывки после резкого нажатия на педаль газа.

Пропуски искрообразования, ослабление искры не дадут полноценно сжигать топливную смесь. Двигатель будет «захлебываться» при резком нажатии на педаль газа.

Подробно о неисправностях катушки зажигания см. «Не работает катушка зажигания, признаки неисправности».

2. Определяем неисправность катушки при помощи простой проверки.

Точно определить, что неисправна именно катушка зажигания можно путем проведения ее простой и быстрой проверки.

Для проверки включаем зажигание вынимаем наконечник центрального высоковольтного провода из крышки трамблера и подносим его к «массе». Например к двигателю. Зазор до «массы» 0,5-0,7 мм. Лучше всего наконечник провода установить в какой-либо зажим или держатель и не касаться его руками во избежание поражения электрическим током высокого напряжения. Помощник прокручивает двигатель стартером, а мы со стороны наблюдаем искру в зазоре.

Проверяем исправность датчика Холла на искру
Проверяем исправность катушки зажигания по наличию искры на центральном бронепроводе (высоковольтном проводе) на крышку трамблера

Если искра есть — катушка исправна и причину неисправности нужно искать дальше в высоковольтной цепи системы зажигания (крышка трамблера, бегунок, высоковольтные провода, свечи).

Если искры нет, нужно проверить поступает ли ток на вывод «Б» катушки. Если тока нет, ищем по схеме неисправность («обрыв») в низковольтной цепи системы зажигания, а катушку не трогаем. В случае, когда ток есть, а катушка не работает, приговариваем ее к замене.

Схема бесконтактной системы зажигания двигателя 21083
Схема бесконтактной системы зажигания двигателя 21083 автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099

Таким образом зная внешние признаки неисправности катушки зажигания, а так же путем проведения простой ее проверки можно с достаточной долей точности самостоятельно диагностировать ее выход из строя. Но не всегда эти проверки могут удовлетворить пытливого автовладельца. Например, в ситуации, когда поставил новую катушку, а она уже имеет признаки неисправности.

3. Определяем неисправность катушки зажигания при помощи специальных приборов.

Для того чтобы окончательно и уже наверняка проверить исправность катушки зажигания необходимо при помощи омметра (мультиметра с режимом омметра) проверить ее обмотки на короткое замыкание и обрыв.

Проверка первичной обмотки катушки зажигания
Проверка первичной обмотки катушки системы зажигания карбюраторного двигателя автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099

Подробно об этой работе см. в статье «Проверка катушки зажигания на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099».

Здесь же приведем некоторые особенности которые нужно знать перед проверкой. Это то, что сопротивления обмоток для разных катушек системы зажигания двигателя 21083 немного различаются. Катушка 3122.3705 – первичная обмотка 0,43±0,04 Ом, вторичная 4,08±0,4 кОм. Катушки 8352.15 и пр. – первичная обмотка 0,42±0,05 Ом, вторичная 5±1 кОм. Измерения были проведены при +25 гр.

Примечания и дополнения

— В ряде случаев для определения неисправности катушки зажигания достаточно простого визуального осмотра и проверки рукой на нагрев. Если катушка сильно загрязнена, наконечники проводов идущих к ней окислены, провода поломаны или имеют скрутки, а до ее корпуса нельзя дотронуться рукой, так как можно обжечься, то практически наверняка проблема с запуском двигателя и с его холостым ходом кроется именно в ее неисправности.

— Рекомендуется всегда возить с собой запасную исправную катушку зажигания, что бы отказ штатной катушки не стал причиной задержки в пути.

Еще статьи по системе зажигания двигателя 21083 (1,5 л) автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099

— Признаки неисправности трамблера (распределителя зажигания)

— Как понять, что сбилось зажигание?

— Признаки (симптомы) неисправности коммутатора системы зажигания

— Порядок присоединения высоковольтных проводов к крышке трамблера на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Проверка бесконтактной системы зажигания ВАЗ 2108, 2109, 21099

Подписывайтесь на нас!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.