Признаки неисправности трамблера (распределителя зажигания)

Признаки неисправности трамблера (распределителя зажигания)Распределитель зажигания (трамблер) системы зажигания карбюраторного двигателя периодически выходит из строя.

А так как он состоит из нескольких устройств и механизмов, то список его неисправностей и признаков их проявления достаточно обширен.

На примере трамблера 40.3706 бесконтактной системы зажигания карбюраторного двигателя 21083 (1,5 л) автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099 разберемся по каким признакам (симптомам) в работе двигателя автомобиля можно самостоятельно понять, что трамблер начал сбоить и какие неисправности могут привести к возникновению этих проблем. Что бы в случае проведения диагностики той или иной неисправности в работе двигателя можно было бы определить есть в ней «вина» трамблера или нет.

Признаки неисправности трамблера (распределителя зажигания)

1. Двигатель автомобиля перестал запускаться.

Либо он сначала «схватывает», а потом глохнет.

Такое возможно если имеется сильная утечка тока высокого напряжения на «массу» из-за чего искра на свечах слабая или вовсе отсутствует. Например, когда прогорел бегунок распределителя зажигания, либо сгорел его помехоподавительный резистор  или «пробита» крышка трамблера.

бегунок
«Бегунок» — распределитель зажигания с помехоподавительным резистором

Так же двигатель не будет запускаться если вышел из строя датчик Холла или есть «обрыв» в его проводке.

Проверяем исправность датчика Холла на искру
Проверяем исправность датчика Холла по наличию искры на центральном бронепроводе (высоковольтном проводе) с катушки зажигания

Помимо этого при неправильной установке трамблера и смещении его установочных меток сбивается угол опережения зажигания (становится или слишком ранним, или слишком поздним), что не дает совпасть концу такта сжатия и моменту проскакивания искры на свече.

К самым простым причинам этого признака можно отнести выскакивания наконечника центрального высоковольтного провода или его повреждение. После чего трамблер попросту обесточивается.

А так же присоединение в неправильном порядке высоковольтных проводов к крышке трамблера.

Порядок нумерации цилиндров двигателя 21083 (21081, 2108)
Порядок нумерации цилиндров двигателя 21083 (21081, 2108) автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 и их модификаций
2. Двигатель троит на холостом ходу.

В ряде случаев, когда неисправности трамблера не столь критичны, двигатель автомобиля может запуститься (возможно с нескольких попыток) и даже некоторое время поработает на холостых. Хотя и будет безбожно троить, и пытаться заглохнуть. Особенно актуальна такая проблема в сырую погоду, когда есть хорошие условия для утечки тока. Показатель такой «сырой» утечки —  холостой ход стабилизируется по мере прогрева двигателя.

Причинами троения могут быть окисленные или даже разрушенные контакты крышки трамблера (как внутри, так и снаружи нее), разрушенный или подвисший контактный уголек ее центрального электрода.

Так же следует отметить, что на стабильность холостого хода напрямую влияет правильность установки угла опережения зажигания при его регулировке вращением трамблера.

регулировка зажигания трамблером
Регулировка угла опережения зажигания вращением трамблера на ВАЗ 21083, 21093, 21099


Помимо этого напрямую на стабильность работы двигателя на холостом ходу влияет изношенность верхнего подшипника вала трамблера. В этом случае при установке момента зажигания на автомобилях ВАЗ 21083, 21093, 21099 в луче стробоскопа метка на маховике не стоит на месте, а непрерывно скачет. Холостой ход не стабилен и не поддается регулировке.

Верхний подшипник трамблера
Верхний подшипник трамблера
3. Появились провалы и рывки при нажатии на педаль газа.

Так как в случае неисправности трамблера нарушается своевременность и сила  искрообразования на электродах свечей зажигания, снижается отдача от сгорания топливной смеси, возникают провалы и рывки при нажатии на педаль газа. На самом деле каждое такое нажатие должно приводить к повышению оборотов коленчатого вала и ускорению автомобиля, а в результате двигатель пытается заглохнуть из-за недостатка мощности.

4. Появились выстрелы в глушитель или в карбюратор.

Если провода присоединены к трамблеру не в том порядке, двигатель или вовсе не запускается, или заводится, но при этом «чихает» и стреляет в карбюратор или (и) глушитель. Так как воспламенение топливной смеси происходит не вовремя.

Помимо этого при позднем зажигании горение рабочей смеси происходит на всем протяжении рабочего хода, а не только во время сжатия. В момент, когда начинают открываться впускные клапана, старая топливная смесь еще догорает и воспламеняет новую порцию топливной смеси, поступающую из впускного коллектора и карбюратора на такте впуска. Происходит хлопок в карбюратор.

Аналогичная ситуация возникает при раннем зажигании. Но тут уже идет хлопок в глушитель.

5. Ухудшился разгон и динамика автомобиля.

На работу двигателя при разгоне и динамику при движении автомобиля влияют, установленные в трамблере, вакуумный и центробежный регуляторы опережения зажигания. Они позволяют автоматически корректировать угол опережения зажигания в зависимости от нагрузки на двигатель и оборотов его коленчатого вала. В случае их неисправности такой корректировки происходить не будет и двигатель перестанет тянуть.

тяга и опорная пластина
Если заедает тяга вакуумного регулятора опережения зажигания или его опорная пластина, либо негерметичен его корпус — двигатель не будет тянуть
6. Ощутимо повысился расход топлива.

Смещение угла опережения зажигания, отсутствие его изменения в нужную сторону, утечка тока на «массу» и как следствие ослабление и исчезновение искры на свечах негативно влияют на эффективность сгорания топливной смеси в цилиндрах двигателя. Отдача от такого горения низкая. На выполнение своей работы двигателю, в таких условиях, требуется намного больше энергии и соответственно топлива. Плюс ко всему, водитель, пытаясь компенсировать снижение мощности двигателя и его нестабильную работу, постоянно вытягивает рукоятку «подсоса» на себя и активно работает педалью газа. Все это сразу же влияет на рост топливного аппетита в большую сторону.

Примечания и дополнения

— Признаки (симптомы) неисправности трамблера системы зажигания могут появиться внезапно (например, когда прогорел бегунок), а могут быть практически не заметны. Или водитель попросту привыкает к ним и ездит так годами. Например, в случае, когда двигатель автомобиля постоянно подтраивает на холостом ходу, а при движении вроде бы все более-менее в порядке.

— Аналогичные признаки в работе двигателя могут иметь место из-за неисправности других его систем и механизмов. Например, при смещении фаз газораспределения, приготовлении карбюратором слишком бедной или слишком богатой топливной смеси, подсоса постороннего воздуха, неисправности коммутатора и т.д.

Еще статьи по системе зажигания карбюраторного двигателя 21083 автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099

— Почему одна свеча в двигателе черная, а остальные нет?

— Как понять, что сбилось зажигание?

— Признаки утечки тока высокого напряжения на массу

— Симптомы (признаки) позднего зажигания при работе двигателя

— Признаки (симптомы) раннего зажигания при работе двигателя автомобиля

— «Пробивают» высоковольтные провода признаки и причины неисправности

Подписывайтесь на нас!
Twokarburators-Vk
Twokarburators-Ok
Twokarburators-Telegram
Twokarburators-Dz

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *