Нередко попытка понять какое зажигание при работе двигателя раннее, позднее или нормальное вызывает у автовладельца некоторое затруднение.
Если не сказать больше, ставит его в тупик.
А определить, что и как нужно практически сразу, так как от правильного зажигания напрямую зависит нормальная работа двигателя автомобиля.
Попробуем разобраться как самостоятельно, так сказать сходу, определить на каком зажигании работает двигатель автомобиля и нужна его корректировка в большую или меньшую сторону.
В качестве примера используем автомобиль ВАЗ 21083 с двигателем 21083 (1,5 л., 8 клапанов). На этом двигателе установлен карбюратор Солекс 21083 и бесконтактная система зажигания (БСЗ).
Как понять какое зажигание — ранее, позднее или нормальное?
Самостоятельно определить какое зажигание ранее позднее или нормальное можно по целому ряду признаков в работе двигателя. Вот их полный список. С помощью которого можно понять что к чему.
Всем известно, что зажигание может сбиться в сторону опережения (раннее) или в сторону запаздывания (позднее). Некоторые признаки у них аналогичны, но есть и отличия.
Признаки слишком раннего зажигания при работе двигателя автомобиля.
При раннем зажигании топливная смесь поджигается гораздо раньше прихода поршня в верхнюю мертвую точку. Горящая смесь расширяется, давление газов над поршнем увеличивается. Ему приходится с большим трудом преодолевать его. На эффективный рабочий ход энергии уже не хватает. Исходя из этого признаки раннего зажигания будут следующие.
1. Двигатель стало невозможно запустить с первого раза.
Либо он вообще не запускается. Нужно нескольких попыток чтобы он завелся. Может иметь место обратное вращение коленчатого вала после остановки между попытками запуска.
2. Двигатель стал заметно троить на холостом ходу (ХХ).
При этом выровнять обороты ХХ винтами на карбюраторе практически невозможно. Двигатель начинает работать устойчиво только при установке повышенных оборотов винтом «количества» или прикрывая воздушную заслонку «подсосом».
3. Ухудшилась динамика автомобиля.
При этом трогание с места и разгон могут быть вполне приемлемыми, а вот на скорости мощность и приемистость двигателя недостаточные («машину как будто кто-то держит сзади»).
4. «Застучали пальцы» двигателя.
Появилась, хорошо заметная на слух, постоянная детонация (дробный, металлический стук в двигателе) появляющийся под нагрузкой, при нажатии на педаль «газа» и долго не пропадающий после ее отпускания. Все из-за того, что при раннем зажигании горение топливной смеси происходит в условиях аномального роста давления. В таких условиях оно напоминает взрыв — детонацию или «стук пальцев» по простому.
5. Появился черный нагар на электродах свечей.
При слишком раннем моменте зажигания нарушаются условия сгорания топливной смеси и она полностью не сгорает. Его сажевые остатки оседают черным нагаром на электродах свечей зажигания, приводя к их быстрому выходу из строя. Возникают пропуски зажигания и как результат — несгоревшей смеси все больше и больше выбрасывается в глушитель.
6. Появились хлопки и «выстрелы» в глушитель.
Это не сгоревшее топливо может догорать в глушителе хлопками. Как на холостом ходу так и в движении. В особо запущенных случаях возможен его взрыв и расслоение глушителя или резонатора на две половины.
7. Из выхлопной трубы глушителя стал идти черный дым.
Это в выпускной системе догорает и дымит не сгоревшее топливо.
8. Заметно увеличился расхода бензина.
На выполнение своей работы, при слишком раннем зажигании, двигателю требуется намного больше энергии и соответственно топлива.
Плюс дополнительно водитель постоянно работает педалью газа, пытаясь вернуть ему былую резвость и разогнать автомобиль, либо вытягивает на себя рукоятку «подсоса», тем самым еще больше повышая расход.
9. Двигатель стал часто перегреваться.
Слишком высокое давление в цилиндрах двигателя приводит к росту температуры. Двигатель постоянно перегревается.
Симптомы (признаки) слишком позднего зажигания при работе двигателя автомобиля.
При позднем зажигании воспламенение рабочей смеси происходит когда поршень уже практически достиг верхней мертвой точки (ВМТ). Или даже когда перешел через нее. Топливо слишком поздно загорается и расширяется вслед за уходящим вниз поршнем. Как результат — давление газов на поршень становится недостаточным для бодрого проворачивания коленчатого вала.
Ну и в качестве бонуса — нарушается сама эффективность горения рабочей смеси. Так как одно из условий эффективного сгорания — оно должно происходить при высоком давлении в камере сгорания в конце такта сжатия. А при позднем зажигании давление недостаточное. Исходя из этого симптомы раннего зажигания будут следующие.
1. Появляются проблемы с запуском двигателя.
Так как горение топлива происходит с нарушением и низкой эффективностью, добиться запуска двигателя с первой попытки не удается. А если зажигание слишком позднее, то он вообще не заведется. Стартер крутит коленчатый вал, двигатель сначала «схватывает», но потом глохнет. При прокручивании возможны хлопки и даже выстрелы в карбюратор.
2. Хлопает и (или) «стреляет» в карбюратор.
При позднем зажигании горение рабочей смеси происходит на всем протяжении рабочего хода, а не только во время сжатия. В момент, когда начинают открываться впускные клапана, старая топливная смесь еще догорает и воспламеняет новую порцию топливной смеси, поступающую из впускного коллектора и карбюратора на такте впуска. Происходит хлопок в карбюратор.
3. Двигатель постоянно перегревается.
Так как догорание топливной смеси происходит при такте расширения (рабочий ход) во всем объеме цилиндров, это вызывает быстрый нагрев их стенок и соответственно перегрев двигателя.
4. Ощутимо снижается мощность и приемистость двигателя автомобиля.
Так как горение рабочей смеси происходит не только в камере сгорания, но и в увеличивающемся объеме цилиндра (так как поршень движется вниз), давление газов на поршень заметно падает. Соответственно двигатель не развивает необходимой мощности и тем более приемистости.
5. Заметно вырастает расход бензина.
На выполнение своей работы при слишком позднем зажигании двигателю требуется намного больше энергии и соответственно больше бензина.
Плюс дополнительно водитель постоянно работает педалью газа, пытаясь вернуть ему былую резвость и разогнать автомобиль, либо вытягивает на себя рукоятку «подсоса», тем самым еще больше повышая расход.
6. Холостой ход двигателя становится неустойчивым и не поддается регулировке.
Из-за нарушения условий горения топливной смеси в двигателе он начнет троить и все время будет пытаться заглохнуть. Выровнять обороты ХХ винтами на карбюраторе становится проблематично.
Обнаружив перечисленные признаки позднего зажигания можно для начала подкорректировать угол опережения вращением трамблера. Необходимо будет сделать его более ранним. Для этого слегка ослабляем крепление трамблера и поворачиваем его против часовой стрелки не более чем на 1 мм. Закрепляем трамблер и проверяем как работает двигатель. В случае необходимости проводим корректировку в сторону увеличения угла еще раз.
7. Отсутствие детонации в цилиндрах двигателя автомобиля.
При движении по ровной дороге на скорости 40-50 км/ч необходимо резко нажать на педаль газа. Если угол опережения зажигания выставлен правильно (зажигание нормальное), будет слышна кратковременная детонация со стороны двигателя. Если зажигание слишком позднее, детонации не будет вовсе. Зажигание раннее — детонация слишком продолжительная.
Таким образом, обнаружив перечисленные признаки работы двигателя на слишком раннем или слишком позднем зажигании, можно смело разбираться с причинами этой проблемы и заняться точной установкой момента опережения зажигания. При помощи стробоскопа. См. фото в начале статьи.
Еще статьи по бесконтактной системе зажигания карбюраторного двигателя 21083 автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099
— Как устранить позднее зажигание при работе двигателя?
— Признаки (симптомы) неисправности коммутатора системы зажигания
— Признаки (симптомы) неисправности «бегунка» трамблера
— Признаки утечки тока высокого напряжения на массу
— Чем различаются свечи зажигания для инжекторного и карбюраторного двигателя?
— Углы опережения зажигания двигателей автомобилей ВАЗ