Одна из распространенных проблем встречающихся при настройке карбюратора Солекс — «не регулируется холостой ход (ХХ)» винтами «количества» и «качества» топливной смеси.
При чем обороты ХХ двигателя могут либо вообще не изменяться при вращении этих винтов, либо изменяться, но слишком слабо.
На примере двигателя 21083 с карбюратором Солекс 21083 автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099 разберемся какие причины приводят к возникновению такой проблемы.
Не регулируется холостой ход двигателя с карбюратором Солекс, причины
1. В карбюратор попадает бензин в обход системы холостого хода.
Как известно холостой ход прогретого двигателя автомобиля обеспечивает только одна система карбюратора — это система холостого хода (СХХ). Она забирает немного бензина из эмульсионного колодца и смешивает его с воздухом из корпуса воздушного фильтра тем самым формирует топливную смесь нужного состава, которая по ее каналам попадает под дроссельную заслонку и дальше в двигатель. Остальные системы карбюратора молча ждут пока водитель не нажмет на педаль газа и холостой ход не прекратится.
Состав смеси и ее количество должны с легкостью регулироваться винтами качества и количества карбюратора, а двигатель, в ответ на вращение винтов, должен бодро набирать или наоборот, снижать обороты к/вала. Но, это в идеале, в реальности картина может быть совсем иной.
Например, если на режиме холостого хода в двигатель начинает поступать лишний бензин, то состав смеси сразу меняется в сторону обогащения. При умеренном обогащении он начинает работать на повышенных оборотах ХХ. При сильном обогащении он «троит», так как излишне богатая смесь плохо горит, что приводит к перебоям в работе цилиндров. В такой ситуации попытка настроить холостой ход и убрать излишнее обогащение вращением винтов качества и количества не поможет. Либо поможет, но совсем немного. Так как теперь ХХ зависит не от того сколько и какой смеси прошло через СХХ, а от того сколько бензина поступило в двигатель в обход нее.
В ряде случаев полное заворачивание винта качества приводит к стабилизации оборотов ХХ, так как нормализуется состав смеси за счет устранения одного из источников поступления бензина.
Вот список таких возможных источников поступления лишнего топлива в карбюратор в обход системы холостого хода.
— Кромка дроссельной заслонки первой камеры карбюратора находится выше выходного отверстия переходной системы. Через нее, при помощи разрежения (перепада давления) лишний бензин будет вытягиваться в двигатель и обогащать смесь. Аналогичная ситуация возможно если выходное отверстие переходной системы второй камеры так же находится ниже кромки дроссельной заслонки второй камеры.
![выходное отверстие переходной системы второй камеры карбюратора Солекс](https://twokarburators.ru/wp-content/uploads/2020/01/image1668.png)
— Поврежден топливный жиклер СХХ, либо он не до конца упирается в свое посадочное гнездо (возможно и оно повреждено). Бензин в таком случае начинает поступать не только через калиброванное отверстие жиклера, но в появившийся зазор.
![Доработка электромагнитного клапана (ЭМК) Солекс](https://twokarburators.ru/wp-content/uploads/2023/05/image2212.png)
— Не герметичен клапан экономайзера мощностных режимов, либо повреждена его диафрагма или засорен канал подачи разрежения. Через него, все тем же разрежением, вытягивается дополнительный бензин в обход СХХ обогащая смесь.
![устройство экономайзера 2108](https://twokarburators.ru/wp-content/uploads/2014/04/pict0073.jpg)
— Повреждено резиновое уплотнительное кольцо на трубке топливного канала СХХ. В результате бензин вытекает в смесительную камеру по стыку крышки и корпуса карбюратора.
![Продуваем отверстия нижней части воздушного и топливного каналов СХХ](https://twokarburators.ru/wp-content/uploads/2021/09/image2084.png)
2. Засорена система холостого хода карбюратора.
В результате топливная смесь в СХХ не формируется и в должном объеме не поступает в двигатель. Либо поступает, но совсем немного. В такой ситуации можно сколько угодно крутить винты качества и количества, но двигатель будет работать только на подсосе или с приоткрытой дроссельной заслонкой так как ему попросту негде будет брать топливо для поддержания минимальных оборотов коленчатого вала.
СХХ можно прочистить без снятия и разборки карбюратора. См. «Прочистка системы холостого хода карбюратора 2108, 21081, 21083 Солекс».
![Провал при плавном трогании автомобиля с места](https://twokarburators.ru/wp-content/uploads/2021/05/Proval-pri-plavnom-troganii.png)
Так же бензин не будет поступать если не работает электромагнитный клапан карбюратора (ЭМК), когда его игла постоянно перекрывает отверстие топливного жиклера СХХ.
3. Имеется «подсос» постороннего воздуха в карбюратор.
Топливная смесь, в таком случае, обедняется, двигатель троит на холостом ходу и пытается заглохнуть. Хоть как-то выровнять обороты вращением регулировочных винтов в таком случае можно только если «подсос» не слишком большой. Например, до упора завернув винт количества и тем самым максимально приоткрыв дроссельную заслонку.
Для быстрой проверки — есть подсос воздуха или нет, можно рукой накрыть карбюратор сверху. Заглохнет — подсоса нет, двигатель продолжает работать — подсос есть. См. «Быстрая проверка «подсоса» воздуха в карбюратор».
![подсос воздуха в карбюратор 2108 Солекс](https://twokarburators.ru/wp-content/uploads/2014/04/pict6666.jpg)
Следует добавить, что не получится нормально отрегулировать холостой ход если есть проблемы с системой зажигания двигателя (например утечка тока высокого напряжения на массу) или системой питания.
Примечания и дополнения
— Перечисленные причины неисправности «не регулируется холостой ход двигателя с карбюратором Солекс» применимы к большинству его модификаций на автомобилях разных марок.
Еще статьи по неисправностям карбюратора Солекс
— Настройка системы холостого хода карбюратора Солекс
— Насколько оборотов заворачивать винты количества и качества Солекс
— Как уменьшить расход топлива при движении автомобиля в городе?
— Неустойчивый холостой ход двигателя с карбюратором Солекс
— Обороты холостого хода карбюраторного двигателя не поддаются регулировке
— Признаки и причины неисправности топливного жиклера СХХ Солекс