Приведенный в статье порядок действий и рекомендации по измерению компрессии в цилиндрах, применимы для бензиновых карбюраторных двигателей легковых автомобилей ВАЗ – 2108, 21081, 21083, 2109, 21091, 21099, 2101, 2106, 2105, 2107, 21021, 210213, 1111 и ряда аналогичных (Москвич, Иж, Волга…). Измерение компрессии на инжекторных двигателях, имеет ряд особенностей и будет рассмотрен в отдельной статье.
Перед проведением настройки и регулировки карбюратора своего автомобиля следует учесть общее состояние двигателя, так как симптомы ряда его неисправностей можно ошибочно посчитать симптомами неисправностей карбюратора.
Например, неустойчивый холостой ход или затрудненный запуск могут свидетельствовать не только о проблемах в системе холостого хода или системы пуска карбюратора, но и о том, что в двигателе прогорел один из клапанов, пробита прокладка головки, изношены или залегли поршневые кольца и т. д. Проведя измерение компрессии, мы более-менее точно определим состояние двигателя и выявим возможные неисправности в его работе. После их устранения можно будет смело регулировать карбюратор.
Инструменты и приспособления для измерения компрессии
1. Компресcометр.
2. Свечной ключ.
3. Помощник.
Подготовительные работы
1. Прогреваем двигатель до рабочей температуры (80-90º).
2. Снимаем с бензонасоса топливоподводящий шланг.
3. Выкручиваем все свечи зажигания, предварительно очистив их колодцы от грязи и мусора.
4. Вынимаем из крышки трамблера центральный бронепровод, вставляем в него свечу зажигания и кладем на двигатель.
5. Вворачиваем в отверстие первого цилиндра наконечник компрессометра, либо крепко прижимаем его к этому отверстию.
Измерение компрессии в цилиндрах карбюраторного двигателя
1. Помощник сидя в салоне автомобиля нажимает до упора на педаль «газа» и повернув ключ в замке зажигания, запускает стартер на 3-5 секунд.
2. Наблюдаем за показаниями компрессометра, фиксируем динамику их роста и максимальное значение. После фиксации сбрасываем давление в приборе, нажав на кнопку сброса.
3. Повторяем операцию для каждого цилиндра, замеренные показания записываем или запоминаем.
Анализ показаний компрессометра
— Отличное давление (компрессия) – 12-13 кгс/см2 (1,2-1,3 МПа)
— Нормальное давление – 10-11 кгс/см2 (1,0-1,1 МПа)
— Необходим ремонт – 8-9 кгс/см2 (0,8-0,9 МПа)
Расширенный анализ показаний компрессометра после проведения измерения компрессии см. «Анализ и расшифровка показаний компрессометра». После проведения анализа можно самостоятельно, с высокой степенью точности, определить неисправность колец, поршней, цилиндров и клапанов двигателя.
Примечания и дополнения
Факторы влияющие на неточность в измерении компрессии
Показания компрессометра будут ниже если:
— Низкий заряд аккумулятора.
— Неисправен стартер.
— Двигатель не прогрет.
— Не отрегулированы зазоры в клапанах.
— Попадание бензина в цилиндры.
— Проведение измерения без нажатия на педаль «газа».
Показания компрессометра будут выше если:
— Лишнее масло попадает в цилиндры двигателя в следствии износа маслосъемных колпачков, направляющих втулок клапанов или ЦПГ.
Определение причин пониженной компрессии в цилиндрах двигателя при помощи сжатого воздуха
Определяем такт сжатия в нужном цилиндре. В свечное отверстие нужного цилиндра вставляем тонкую длинную отвертку (деревянную палочку, отрезок проволоки…..) и придерживаем ее рукой, уперев в днище поршня. Прокручиваем коленчатый вал за храповик (на двигателях 2101-2107) или большой шлицевой отверткой за зубья маховика в лючке на картере сцепления (2108…). При движении поршня вверх (такт сжатия) отвертка будет вылезать из свечного отверстия, подпираемая снизу поршнем. Необходимо поймать момент, когда она перестанет двигаться вверх и начнет движение вниз вслед за уходящим поршнем (такт впуска). Этот момент и будет верхней мертвой точкой при движении поршня, окончанием такта сжатия.
Вставляем в свечное отверстие шланг компрессора и подаем в цилиндр сжатый воздух под давлением 2-3 атмосферы. По тому откуда он будет выходить определяем неисправность.
1. Из соседнего свечного отверстия или в расширительный бачок (бурление) – прогорела прокладка головки блока.
2. Из карбюратора — прогорел впускной клапан или не отрегулированы клапана.
3. Из глушителя — прогорел выпускной клапан или так же не отрегулированы клапана.
4. Из сапуна — изношены кольца, цилиндры двигателя, прогорели поршни.
Определение причин пониженной компрессии при помощи моторного масла
Заливаем в цилиндр 10 кубиков моторного масла и повторно замеряем компрессию. Показания компрессометра выросли — неисправны или залегли кольца, изношена цилиндро-поршневая группа, остались прежними — прогорел клапан или прокладка головки блока.
Раскоксовывание (устранение залегания) поршневых колец
В свечное отверстие каждого цилиндра прогретого двигателя влить при помощи медицинского шприца или резиновой груши по 10 куб/см смеси керосина (50%), ацетона (25%), моторное масло (25%).
Дать постоять 3-4 часа, при желании и наличии времени можно оставить на ночь.
По прошествии этого времени покрутить его стартером 10-15 секунд с вывернутыми свечами.
Слить старое масло, заменить масляный фильтр и залить новое.
Подробнее о раскоксовке см. «Раскоксовывание поршневых колец карбюраторных двигателей».
Таким образом, убедившись, что двигатель автомобиля исправен, либо выявив неисправность и устранив ее, можно основательно приступать к регулировке и настройке своего карбюратора, исключив в результате проведенного измерения, иные, связанные с двигателем, причины неисправности.
Помимо компрессии каждый двигатель имеет определенную степень сжатия. Что это за параметр и что от него зависит см. «Что такое степень сжатия в двигателе и от чего она зависит?».
Еще статьи по неисправностям, ремонту и диагностике двигателей
— Проверка исправности двигателя автомобиля при помощи пробки
— Признаки (симптомы) низкой компрессии в цилиндрах двигателя автомобиля
— Проверка компрессии в двигателе автомобиля при помощи пальца
— Причины низкой компрессии в цилиндрах двигателя автомобиля
— Карбюраторный двигатель запускается и глохнет, причины
— Шесть признаков скорого капитального ремонта двигателя автомобиля
Компрессии нужно менять выкручивая свечи по одной. Потому что выкрутив все свечи увеличивается скорость вращения коленвала и показания компресометра будут не верными.
У меня похожее давление, я думаю причина завышенных показателей это сальники клапанов (малая порция масла + увеличиваются показатели) они практически долго не выхаживают.
Спасибо, про эту мелочь забыл.
Статистика последних трех замеров такова:
раскоксовка1
12.3 12.3 13.4 12.7
после раскоксовки 2
12,3 12,1 13 12,5
замер после замены масла в этом году
12,3 12,3 14 13
копрессометр один и тот же.
Действительно смущает высокая компрессия в третьем цилиндре. Возможно с увеличением пробега автомобиля, например к следующей замене масла, она выровняется. Проверьте дополнительно малую ветвь вентиляции катера (штуцер на клапанной крышке, трубку от него, штуцер и канал в задроссельное пространство на карбюраторе).
Авто после пожилого человека, он очень медленно ездил, пришлось сменить масло, предварительно раскосовав, проехать с высокими оборотами — итог , компрессия выровнилась, а вот третий цилиндр уперся напрочь и не хочет менять значение. Заранее спасибо за мнение.
Отличнейший сайт, многому научил и сделал независимым от горе CO CH- шников.
сцепление? ну оно же для всех 4х замеров было включено (т.е. педаль не нажата)
Готов спокойно ездить и не обращать на это внимание, но наличие стабильно пары капель масла на крышке корпуса воздушного фильтра через каждые 1 000 км — это вроде немного, но и быть не должно (сетку чистил, патрубки все как новые)
Попробуйте еще перемерить компрессию, с нажатой педалью сцепления и с не нажатой. Возможно показатели выравняются. А так, вами описан практически исправный двигатель с отличной компрессией, я бы ездил так и ни чего не менял. Для профилактики поменял бы моторное масло.
замерил согласно методике компрессию — 12,3 12,5 14 13, смущает компрессия в 14, мотор 2108 пробег менее 50 000км родного!
пару моментов из наблюдений, на крышке корпуса воздушного фильтра за пару тыс пробега — пару капель масла из вентиляции картерных газов. Пару раз наблюдал легкое дымление из выхлопной при интенсивном разгоне, а так не дымит абсолютно, расхода масла нет, свеча в 3ем цилиндре до раскоксовки была чуть темнее, сейчас такая же. Что делать ? ведь разброс выходит более 1,5. Спасибо