Основных причин черной выхлопной трубы глушителя автомобиля всего две: в глушитель выбрасывается и там догорает, создавая черный нагар — либо не сгоревшее топливо (слишком богатая топливная смесь), либо моторное масло. Часто встречается сочетание, в разных пропорциях, этих двух причин.
Причины черной трубы глушителя связанные с переобогащением топливной смеси
Неисправен карбюратор или топливная система двигателя автомобиля
— Засорены или не соответствуют номиналу топливные или (и) воздушные жиклеры ГДС карбюратора
— Засорен воздушный фильтр двигателя
— Слишком высокий уровень топлива в поплавковой камере карбюратора
— Потерял герметичность запорный игольчатый клапан в поплавковой камере карбюратора
— Неправильно отрегулированы обороты холостого хода двигателя
Неисправен бензонасос
— Слишком большое выступание толкателя вследствие чего бензонасос «перекачивает» (создает избыточное давление в системе на входе в карбюратор)
Неисправность системы зажигания
— Слишком раннее зажигание
— Слишком маленький зазор между контактами прерывателя (для контактной системы зажигания)
— Неисправны элементы системы зажигания: свечи, бронепровода, катушка, трамблер с датчиками вакуумного и центробежного опережения зажигания, крышка трамблера, «бегунок» и пр.
— «Пробой» на массу элементов системы зажигания приводит к нарушению искрообразования и соответственно неполному сгоранию топливной смеси.
Неисправность самого двигателя
— Изношена поршневая группа
— Зазоры в клапанах не соответствую норме
— Сбиты фазы газораспределения (цепь или ремень привода ГРМ не установлены по меткам)
Причины попадания масла в глушитель
— Изношены или залегли поршневые кольца (либо ЦПГ вцелом)
Моторное масло не снимается со стенок цилиндра и оно не сгорев в смесительных камерах выбрасывается и догорает в выпускной системе, создавая черную копоть. При этом свечи зажигания будут в масле.
— Изношены маслосъмные колпачки
Происходит ситуация аналогичная, описанной выше.
— Засорена система вентиляции картера двигателя
См. «Прочистка системы вентиляции картера двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099».
Эксплуатируя автомобиль, некоторое время, хотя бы с одной из перечисленных неисправностей мы получаем черную выхлопную трубу глушителя. В системе выпуска отработанных газов исправного двигателя с исправными системами выхлопная труба чистая, либо с минимальным черным налетом, что не является неисправностью для карбюраторного двигателя с пробегом.
Примечания и дополнения
— Сопутствующими признаками черной выхлопной трубы являются: «выстрелы» или хлопки в глушитель, черный или синий (сизый) дым из глушителя, «троение» двигателя, его затрудненный запуск, повышенный, топливный и масляный аппетит, свечи зажигания с черным или (и) масляным налетом на электродах, течи моторного масла под уплотнения и попадание в воздушный фильтр и пр.
— В ряде случаем к переобогащению топливной смеси и почернению выхлопной трубы глушителя приводит слишком маленький угол опережения зажигания (позднее зажигание).
Еще статьи по неисправностям карбюраторного двигателя автомобилей ВАЗ
— Обороты холостого хода карбюраторного двигателя не поддаются регулировке
— Калильное зажигание (признаки, причины)
— Признаки и причины провала в работе карбюраторного двигателя автомобиля