Почему идет черный дым из глушителя автомобиля (не карбюратор)?

Черный дым из глушителя, причины (не карбюратор)Причины появления черного дыма из глушителя автомобиля, связанные с карбюратором, системой питания и  переобогащением топливной смеси мы рассматривали в отдельной статье.


Сейчас, для полноты картины, разберемся с причинами такого дымления связанными с другими системами и механизмами.

В качестве примера опять будем использовать двигатель 21083 автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099 с карбюратором Солекс 21083 так как он базовый для большинства двигателей ВАЗ.

Почему идет черный дым из глушителя автомобиля (не карбюратор)?

Перечисленные причины не связаны с переобогащением топливной смеси, в их основе нарушение других условий ее горения. Например, снижение компрессии, нарушение момента образование искры и снижение мощности ее разряда.

— Сильный износ поршневой группы двигателя автомобиля

Увеличенные зазоры в поршневой группе двигателя автомобиля, возникающие из-за износа поршневых колец, поршней и стенок цилиндров напрямую влияют на снижение компрессии. Хорошая компрессия (давление в конце такта сжатия) — одно из условий эффективного сгорания топливной смеси. При низкой компрессии — топливная смесь не сжимается должным образом и плохо горит. Ее несгоревшие остатки выбрасываются в выпускную систему двигателя, где догорают с выделением сажи и черного дыма.

Усугубляет происходящее и добавляет дымности моторное масло, которое не снимается стершимися кольцами со стенок цилиндров и подмешивается к топливной смеси в камерах сгорания. Это еще больше ухудшает условия сгорания топливной смеси и активно способствует тому, что из глушителя автомобиля идет черный дым.

Диагностировать проблемы с поршневой группой двигателя можно разными способами. Например, по дыму из сапуна системы вентиляции картера. Черный или серый дым выходящий из него хлопками — верный признак имеющихся проблем. Но, вернее всего измерение компрессии при помощи компрессометра. См. «Измерение компресии в цилиндрах двигателя автомобиля».

Измерение компрессии, карбюраторный двигатель
Измерение компрессии в цилиндрах карбюраторного двигателя при помощи компрессометра
— Слишком раннее зажигание

Топливная смесь поджигается слишком рано (задолго до прихода поршней в ВМТ) и полностью не сгорает, так как нужного для оптимального горения давления в камере сгорания еще не достигнуто. После чего выбрасывается в выпускную систему двигателя, где догорает и чадит.

Причинами слишком раннего зажигания являются неверно выставленный начальный угол опережения зажигания и (или) некорректная работа вакуумного и центробежного регуляторов зажигания.

Как подключить стробоскоп?
Подключение стробоскопа для проверки момента опережения зажигания

Самой простой проверкой наличия раннего или наоборот позднего зажигания на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 является проверка в движении. Когда, двигаясь со скоростью 40-50 км/ч, на ровном участке дороги, резко нажимаем на педаль «газа». Должна возникнуть небольшая кратковременная детонация (дробный, стрекочущий звук со стороны моторного отсека). Если она появилась и пропала, хорошо, зажигание выставлено верно. Появилась и не пропадает, зажигание слишком раннее. Нет никакой детонации — позднее зажигание.

— Сбиты метки в приводе ГРМ двигателя

Коленчатый и распределительный валы двигателя должны быть установлены строго в определенное положение относительно друг друга. В противном случае (например, ремень ГРМ перескочил на зуб-другой) сбиваются фазы в работе газораспределительного механизма. Открытие и закрытие клапанов происходит не своевременно. А это — снижение компрессии и выброс несгоревшей топливной смеси в выпускную систему. С последствиями, описанными выше.

Поэтому, обнаружив, что из выхлопной трубы глушителя идет черный дым, имеет смысл, перед поиском причин проблемы, проверить совпадают ли установочные метки в приводе ГРМ. См. «Метки ГРМ двигателей автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099».

метка на шкиву к/вала
Установочные метки на шкиву коленчатого вала и крышке масляного насоса ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Зажаты клапана

Тарелка клапана с маленьким тепловым зазором по мере прогрева двигателя будет неплотно прижиматься к своему седлу в головке блока так как стержень клапана подвергается тепловому расширению и удлиняется. Это приводит к обгоранию и разрушению кромки тарелки и ее посадочного гнезда в головке. Клапан прогорает. Появившийся зазор между тарелкой клапана и седлом в головке приводит к потере герметичности камеры сгорания. Потеря герметичности — это снижение давления в конце такта сжатия (компрессии) и соответственно ухудшение условий сгорания топливной смеси. Как следствие, догорает она уже в глушителе выделяя черный дым.

Клапана стоит как можно быстрее отрегулировать. См. «Регулировка тепловых зазоров клапанов двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 21081, 21083».

регулировка клапанов
Регулировка клапанов на двигателе ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Неисправна система зажигания

Возможно имеется утечка тока высокого напряжения на «массу» через «пробитые» высоковольтные провода, свечи зажигания, крышку трамблера. Как следствие искра между электродами свечей зажигания слабая или вообще отсутствует.

Топливная смесь при таких условиях плохо воспламеняется, либо воспламеняется через раз. Один или несколько цилиндров двигателя не работает, его трясет, не сгоревшую топливную смесь выбрасывает в глушитель, где она догорает хлопками и дымит. Свечи чернеют от копоти, их заливает, самоочищения нет. Водитель жмет на педаль газа или вытягивает «подсос» увеличивая обороты двигателя чтобы не дать ему заглохнуть. При повышенных оборотах энергия искрового разряда повышается, работа свечей улучшается.

Проверить работу системы зажигания можно самостоятельно. См. «Проверка системы зажигания двигателей автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099».

Примечания и дополнения

— Если идет черный дым из глушителя автомобиля, то будет иметь место целый «букет» из симптомов различных неисправностей двигателя, которые приводят к такому дымлению. Это: снижение мощности и приемистости, затрудненный запуск, неустойчивый холостой ход, почернение свечей зажигания, хлопки или даже «выстрелы» из выхлопной трубы, большой расход топлива и пр.

— Ремонт ЦПГ карбюраторных двигателей автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 сводится к замене колец, поршней, расточке цилиндров. В ряде случаев можно обойтись раскоксовкой поршневых колец, так как при их залегании симптомы неисправности ЦПГ могут быть схожи.

Twokarburators VK — Еще информация по теме в нашей группе ВКонтакте, на Фейсбук Twokarburators FB и в Одноклассниках —  Twokarburators OK

Еще статьи по неисправностям двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

— «Троит» карбюраторный двигатель, причины неисправности

— Синий (сизый) дым из глушителя, причины

— Белый дым из глушителя, причины появления

— Почему течет вода из выхлопной трубы глушителя?

— ВАЗ 2109 работает только на «подсосе», почему?

— Признаки работы двигателя автомобиля на богатой топливной смеси

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *