Раз в пять лет или раз в 80.000 км пробега, согласно технического регламента необходимо проводить профилактическое обслуживание (профилактику) карбюратора Озон.
Профилактика включает проверку и приведение в порядок внешнего вида карбюратора, а так же проверку и, в случае необходимости, настройку всех его систем. После чего проводится финишная проверка работы карбюратора на двигателе автомобиля (холостой ход, медленный и резкий разгон, движение на скорости, торможение двигателем).
Такая процедура позволяет поддерживать карбюратор как можно дольше в работоспособном состоянии. Так же по ее результатам можно принять решение о замене старого карбюратора на новый. Но это в случае, когда уже совсем сделать ни чего нельзя.
Необходимые инструменты
Подготавливаем стандартный набор отверток и ключей. Каких-либо особых приспособлений не требуется.
Основные этапы профилактическое обслуживание карбюратора Озон
1. Очищаем наружную поверхность карбюратора от загрязнения.
Со временем практически любой карбюратор зарастает грязью. В некоторых случаях она начинает мешать открываться его заслонкам и вращаться его рычагам. Для внешней очистки применяем растворитель (ацетон, уайт-спирит, солярку, керосин и т.п.). Кистью наносим растворитель на очищаемые поверхности, обильно смачивая их. Выжидаем минут 5-10 и снимаем разрыхлившуюся грязь той же кистью, зубной щеткой и щеткой по металлу. Протираем карбюратор сухой тряпкой.
После чего снимаем карбюратор с двигателя и отсоединяем его верхнюю часть (крышку).
2. Проверяем сетчатый топливный фильтр карбюратора.
На карбюраторе Озон он установлен под пробкой в его «крышке». Отворачиваем крышку и извлекаем топливный фильтр. По степени загрязнения этого фильтра можно судить о степени загрязнения системы питания двигателя автомобиля. Прочищаем его щеткой смоченной в ацетоне. Продуваем сжатым воздухом.
См. «Прочищаем топливный сетчатый фильтр карбюратора Озон 2105, 2107».
3. Проверяем и очищаем поплавковую камеру.
При помощи груши или большого шприца с трубкой вместо иглы удаляем бензин из поплавковой камеры вместе с мусором на дне. Твердые отложения на дне и стенках можно не удалять.
См. «Особенности прочистки поплавковой камеры карбюратора Озон».
4. Проверяем состояние и положение поплавков в поплавковой камере.
В первую очередь визуально осматриваем поплавки на предмет обнаружения трещин и повреждений нарушающих герметичность.
Во вторую очередь следует проверить правильность положения поплавков в поплавковой камере.
Для этого на снятой, перевернутой и установленной горизонтально крышке карбюратора проверяем параллельность поплавков относительно оттиска на картонной прокладке крышки.
После чего проверяем и в случае необходимости выставляем зазор между поплавком и крышкой карбюратора. Он установит нужный уровень топлива в поплавковой камере.
См. «Проверка поплавка в поплавковой камере карбюратора Озон».
5. Проверяем герметичность игольчатого запорного клапана поплавковой камеры.
Создаем на нем разряжение при помощи рта и трубки. И следим сколько клапан продержится до момента начала пропуска воздуха. Должно быть не менее 8-10 секунд. Если меньше, то клапан нужно заменить.
См. «Проверка и замена игольчатого клапана поплавковой камеры карбюратора Озон».
6. Проверяем состояние главных дозирующих систем карбюратора.
Здесь стоит обратить внимание на чистоту главного топливного жиклера ГДС первой камеры и эмульсионного колодца с эмульсионной трубкой.
7. Проверяем состояние пневмопривода дроссельной заслонки второй камеры.
Для проверки снимаем корпус пневмопривода вместе со штоком, отвернув два винта его крепления и сняв стопорное кольцо на рычаге дроссельной заслонки второй камеры. Утапливаем шток до упора в корпус и зажимаем пальцем отверстие канала подведения разрежения. Отпускаем шток. Он должен оставаться в утопленном положении. Если он опускается вниз, значит не герметичен корпус пневмопривода или повреждена диафрагма.
См. «Проверка пневмопривода дроссельной заслонки второй камеры карбюратора 2105, 2107 Озон».
8. Проверяем винт регулировки качества топливной смеси.
Со временем винт регулировки качества топливной смеси на холостом ходу закисает в своем гнезде и не поддается вращению. Можно покрутить его отверткой туда-сюда, чтобы удостоверится, что с ним все в порядке. Конечно лучше вообще вывернуть его из гнезда для более тщательной проверки (предварительно завернув до упора и посчитав при этом число оборотов, чтобы потом установить его в исходное положение).
Также нас будет интересовать наличие и состояние резинового уплотнительного кольца на винте «количества». Изношенное нужно заменить.
9. Проверяем винт регулировки количества топливной смеси.
На разных моделях карбюратора Озон этот винт может выглядеть по разному. В зависимости от этого у них могут быть разные неисправности.
См. «Настройка системы холостого хода карбюратора Озон».
10. Проверяем наличие деформации нижней поверхности – фланца карбюратора.
Для этого можно приложить к его нижней поверхности угольник — вдоль, поперек и по диагонали. Либо поставить карбюратор на горизонтальную поверхность. Допускается деформация не более 1 мм. Ее можно устранить шлифовкой фланца или подбором толстой прокладки. В более запущенных случаях лучше всего заменить корпус карбюратора.
11. Проверяем четкость вращения осей дроссельных заслонок карбюратора.
Рукой повращайте их за рычаги. Проверьте надежность крепления самих пластин дроссельных заслонок и их винтов. Люфт и биение осей не допускается, так как при износе посадочных отверстий осей в корпусе карбюратора возможен подсос лишнего воздуха и можно навсегда распрощаться с устойчивыми оборотами холостого хода двигателя, и нормальной его регулировкой. В ряде случаев на оси можно установить специальные ремонтные втулки или заменить корпус карбюратора.
12. Проверяем наличие нагара на стенках смесительных камер карбюратора.
В тех местах, где кромки дроссельных заслонок касаются их стенок. Формирование там колец нагара нарушает правильное положение дроссельных заслонок (они фиксируются теперь в более высоком положении) и с худшей стороны влияет на работу карбюратора и соответственно двигателя автомобиля на режимах холостого хода, переходных режимах и т. д.
Нагар можно смочить ацетоном и удалить мелкозернистой наждачной бумагой. После чего продуть сжатым воздухом.
13. Проверяем корпус и крышку карбюратора на наличие механических повреждений.
Например оплавлений в результате перегрева, ослабления посадки предохранительных заглушек, штуцеров, трещин. Трещины можно замазать холодной сваркой, шатающиеся штуцера и заглушки слегка закернить. Помимо этого визуально стоит удостовериться в отсутствии деформированных деталей (рычагов, тяг), растянутых и порванных пружин.
См. «Восстановление посадочных гнезд штуцеров карбюраторов Солекс и Озон».
14. Проверяем диафрагмы карбюратора.
Последовательно снимите крышки пневмопривода ускорительного насоса, пускового устройства и проверяйте их диафрагмы (мембраны) на износ, повреждение и пористость Пористость это когда диафрагма выглядит целой, но пропускает бензин, что приводит к работе карбюратора на переобогащенной смеси. Дефектные детали замените.
15. Проверяем телескопическую тягу пускового устройства.
Эта тяга обычно зарастает грязью и теряет подвижность. После чего перестает нормально работать пусковое устройство карбюратора. Ее можно довольно просто привести в работоспособное состояние. Для этого снимаем ее с карбюратора, промываем в бензине (если нужно, можно даже замочить ее в нем на некоторое время), продуваем сжатым воздухом.
После этого подвижность элементов телескопической тяги восстановится, и двигатель будет нормально пускаться. Единственное условие тягу смазывать ничем нельзя. Смазка и налипшая на нее грязь очень скоро опять выведут тягу из строя.
Деформированную или изношенную телескопическую тягу лучше всего заменить новой.
См. «Доработка телескопической тяги пускового устройства карбюраторов 2105, 2107 Озон».
Если в ходе профилактики выявлены неисправности устранить которые не представляется возможным (например, разбиты отверстия под дроссельные заслонки, закисли топливные жиклеры ГДС и пр.), то заменяем либо часть карбюратора (крышку или корпус) или его целиком.
Примечания и дополнения
После проведения профилактики карбюратор Озон следует собрать обратно, установить на двигатель, присоединить к нему все трубки, шланги и тяги. После чего отрегулировать привод воздушной и дроссельных заслонок, положение микропереключателя ЭПХХ (на тех карбюраторах, где он есть).
Еще статьи по карбюратору Озон
— Регулировка уровня топлива в поплавковой камере карбюратора Озон
— На сколько оборотов заворачивать винты качества и количества Озон
— Особенности установки электромагнитного клапана на карбюратор Озон
— Подстроечный винт добавки воздуха в СХХ карбюратора Озон
— Регулировка пускового устройства карбюратора Озон без снятия его с двигателя автомобиля