Как подобрать поршни к цилиндрам двигателя 21083?

Как подобрать поршни к цилиндрам двигателя 21083?В процессе эксплуатации двигателя автомобиля периодически наступает такой момент, когда нужно заменить его поршневую группу.

В частности, необходимо подобрать поршни к его цилиндрам.

Операция эта ответственная, так как от нее напрямую зависит насколько хорошо будет работать отремонтированный двигатель.

В большинстве случаев какие поршни ставить на двигатель автовладельцу скажет авторемонтник в специализированной автомастерской. Так как самостоятельно расточить и отхонинговать цилиндры под них сможет далеко не каждый. По причине отсутствия специального оборудования и навыков. Но, все-таки, иметь представление о том, что представляет собой подбор поршней необходимо. Что бы быть в теме и наверняка знать какой кап. ремонт нужен двигателю автомобиля.

Рассмотрим такой подбор поршней к цилиндрам на примере двигателя 21083 (1,5 л., 8 клапанов), что ставился на автомобили ВАЗ 21083, 21093, 21099.

Как подобрать поршни к цилиндрам двигателя 21083 автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099?

Подбор поршней к цилиндрам осуществляем в несколько этапов. Это — определение степени износа цилиндров, подбор размера ремонтных поршней, расточка под нужный ремонтный размер и хонингование, и установка поршней в двигатель.

Ремонтные размеры поршней двигателей автомобилей ВАЗ
Ремонтные размеры поршней
1. Определяем величину износа (выработку) цилиндров двигателя.

Точное определение степени износа (величины выработки) цилиндров двигателя автомобиля производится специальным инструментом — нутромером.

Нутромер — специальный прибор для измерения внутреннего диаметра. Перед измерением должен быть настроен на ноль специальным калибром. Индикатор нутромера имеет шкалу с ценой делен 0,01 мм. В ходе измерения нутромер покажет величину отклонения от нуля. Что и будет величиной износа цилиндров двигателя автомобиля.

Измерение производится на разной глубине и в нескольких плоскостях. Чтобы определить места выработки.

Измерение износа цилиндров блока двигателя ВАЗ при помощи нутромера
Особенности измерения износа цилиндров блока двигателя (выработки) автомобилей ВАЗ

Работа с нутромером требует определенного опыта, знаний и точности. В противном случае точно определить насколько изношен цилиндр, имеется ли в нем овальность или бочковидность, не удастся.

2. Какова предельно допустимая величина износа цилиндров двигателя 21083?

Существует определенная величина износа цилиндров при которой потребуется их расточка и подбор поршней.

Предельный износ цилиндров двигателя 21083 автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099 составляет 0,15 мм. Обычно он имеется в районе остановки верхнего компрессионного кольца поршня, в верхней мертвой точке (ВМТ). Обнаружив такой износ (до 0,15 мм) придется провести, как минимум, хонингование цилиндров.

Предельный износ цилиндров двигателей ВАЗ
Выработка и риски (царапины) на стенках цилиндров не даст эффективно удалять с них моторное масло. И оно сгорает.

Если это значение в пределах 0,5-0,8 мм можно ни чего не растачивать, поршни не менять и продолжать ездить так дальше.

В случае превышения этого значения в большую сторону, нужно выполнить расточку блока цилиндров. Под ближайший ремонтный размер поршней. На двигателях ВАЗ, рассматриваемых на нашем сайте это 0,4 мм и 0,8 мм. Плюс к этому, оставляется припуск 0,03 мм на последующее хонингование.

Помимо этого, цилиндры могут иметь овальный или бочкообразный износ. Который образуется при контакте с юбкой поршня. Допустимая овальность цилиндров блока двигателя 0,02-0,003 мм.

При обнаружении рисок и царапин на стенках цилиндров растачивать их придется вне зависимости от степени износа. Иначе повышенный расход моторного масла гарантирован.

3. Расточка и хонингование цилиндров двигателя.

Расточка цилиндров производится на специальном станке твердосплавными резцами.

Финишная обработка стенок цилиндров достигается посредством хонингования. С применением специальной хонинговальной головки.

Обе процедуры выполняются на специальных станках в условиях специализированной мастерской. К выбору такой мастерской необходимо подойти со всей ответственностью. Прежде чем нести туда свой блок цилиндров на расточку нужно предварительно узнать отзывы о ней. Что бы не ошибиться.

В мастерской мастер, проведя измерение цилиндров, скажет какого размера поршни необходимо приобрести. По этим поршням он и будет выполнять расточку блока. Помимо этого, он подгонит поршни по массе, сточив часть их юбки. Так как различие между ними не должно превышать 2,5 гр.

По окончании работы мастер выдаст отремонтированный блок с расточенными и отхонингованными цилиндрами. И подогнанные под них поршни. Каждый из поршней должен соответствовать своему цилиндру. Обычно мастер помечает их цифрой на днище. В блок они должны устанавливаться точно в соответствии с ними.

4. Особенности подбора поршней к цилиндрам двигателя.

Цилиндры блока цилиндров двигателя 21083 разбиты по внутреннему диаметру на пять классов. Это А, В, С, D, Е. Разница между ними 0,01 мм. Класс цилиндра нанесен на нижней плоскости блока.

Поршни разбиты по величине наружного диаметра так же на пять классов (А, В, С, D, Е). С разницой между ними так же 0,01 мм. В запасные части поставляются поршни класса А, С, Е.  Их бывает достаточно для подбора к цилиндрам.

Класс поршня и цилиндра, при подборе поршней, должны совпадать.

Так же поршни различаются размерами под поршневой палец. Это три категории с разницей 0,004 мм. Для двигателя 21083 автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099 это три категории со следующими размерами.

1-я категория 21, 978-21,982

Вторая 21,982-21,986

Третья 21,986-21,990

Всю информацию о поршне можно узнать посмотрев на его днище. Там будет отмечен его класс, номинал или ремонтный размер, категория под палец и стрелка, для ориентации в цилиндре. См. «Что означает маркировка на днище поршня двигателя?».

Например, цифра обозначает ремонтный размер поршня. Он может быть номинальный (как в нашем случае), либо первого или второго ремонтного размеров. Это поршни, увеличенные на 0,4 мм и на 0,8 мм. Помимо этого вместо цифры для обозначения размера поршня могут быть использованы значки треугольника или квадрата. Если на днище выбит треугольник, то поршень увеличен на 0,4 мм, если квадрат, то на 0,8 мм.

Что означает маркировка на днище поршня двигателя?
Маркировка на днище поршня

Таким образом, зная класс цилиндра, класс и ремонтные размеры поршня, категорию его отверстия под поршневой палец, можно довольно точно выполнить подбор.

5. Как проверить подходят поршни к цилиндрам или нет?

Существует довольно простой, проверенный временем, способ как проверить нормальный зазор между поршнями и цилиндрами двигателя или нет. Без применения измерительной аппаратуры и щупов. Необходимо вставить поршень в цилиндр и посмотреть как он будет опускаться вниз.

Если просто упадет или быстро проскользит, зазор слишком большой. Если застрянет и не будет опускаться, зазор слишком мал. В идеале поршень должен медленно, под собственным весом, опускаться вниз по цилиндру. Допускается легкое нажатие пальцем на днище поршня, что бы он начал движение.

6. Особенности установки поршней в двигатель 21083.

Надеваем на поршень кольца и устанавливаем его в двигатель. Особенности этой работы смотри в статье «Установка поршней в цилиндры двигателя 21083».

Установка поршней в цилиндры двигателя 21083 ВАЗ 21083, 21093, 21099
Установка поршней в двигатель 21083 при помощи молотка и оправки

Примечания и дополнения

— Помимо подбора поршней к цилиндрам двигателя, в процессе капитального ремонта, необходимо подобрать кольца к поршням. Тут так же есть свои нюансы. Подробно о них смотри в статье: «Особенности подбора поршневых колец двигателей ВАЗ».

Проверяем зазор между канавкой в поршне и поршневым кольцом
Проверяем зазор между канавкой в поршне и соответствующим поршневым кольцом при помощи щупа

— Признаки износа поршневой группы двигателя при наличии которых придется проводить замену поршней — это черный и черно-сизый дым из глушителя и сапуна, неустойчивая работа на всех режимах, снижение мощности и приемистости, большой расход топлива и масла. Подробнее о них см. «Признаки неисправности цилиндропоршневой группы (ЦПГ) двигателя».

— На двигателе 21083 (1,5 л) автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099 применяются поршни 21083-1004015С.

Еще статьи по двигателю 21083 автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099

— Особенности установки поршневых колец на поршень

— Зазор между поршнем и цилиндром двигателей автомобилей ВАЗ

— Как снять поршни с двигателя 21083 ВАЗ 21083, 21093, 21099?

— Что такое залегание (закоксовка) поршневых колец двигателя?

— На каких двигателях ВАЗ гнет клапана при обрыве ремня ГРМ?

Подписывайтесь на нас!
Twokarburators-Vk
Twokarburators-Ok
Twokarburators-Telegram
Twokarburators-Dz

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *