При замене поршневых колец на двигателях автомобилей ВАЗ необходимо знать некоторые особенности этой работы. Например, как грамотно провести подбор поршневых колец к поршням.
Что бы случайно не ошибиться и не свести к нулю ожидаемый эффект от такого ремонта.
Рассмотрим две проверки, после проведения которых можно смело устанавливать кольца на поршень.
Такая информация будет особенно актуальна при самостоятельной замене только поршневых колец. Без расточки цилиндров двигателя и замены поршней.
Особенности подбора поршневых колец к поршням двигателей автомобилей ВАЗ
1. Приобретение подходящих поршневых колец.
При приобретении поршневых колец для своего двигателя необходимо учитывать размер поршня. Так как на двигателях автомобилей ВАЗ с большим пробегом цилиндры могут быть расточены и в них могут быть установлены поршни большего диаметра.
Помимо номинала ремонтных размеров для поршней всего два. Это поршни, увеличенные на 0,4 мм и на 0,8 мм. Что бы определить какие именно поршни установлены на вашем двигателе необходимо осмотреть их днище. Если на днище выбит треугольник (или нанесена цифра — см. фото в начале статьи), то поршень увеличен на 0,4 мм, если квадрат, то на 0,8 мм. См. «Что означает маркировка на днище поршня двигателя?».
С учетом этих ремонтных размеров следует приобретать поршневые кольца. Так как если установить кольца номинального размера на увеличенный поршень, то замки колец будут увеличены выше нормы и двигатель будет поджирать масло.
Например, для двигателя 21083 (1,5 л) автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099 номинальный размер колец 82,0 мм. Кольца под первый ремонтный размер поршней — это уже 82,4 мм (на них будет маркировка «40»), под второй 82,8 мм (с маркировкой «80»).
В случае, когда производится расточка цилиндров под новый ремонтный размер, либо гильзовка блока какого диаметра приобрести поршни вам скажет слесарь, производящий эту работу. Под этот же диаметр приобретаем и поршневые кольца.
2. Проверка зазора между кольцами и канавками в поршне.
Если при ремонте двигателя поршни остаются старые, а кольца на них ставятся новые, необходимо обязательно проверить соответствие норме зазоров между поршневыми кольцами и канавками под них в поршнях. Хотя и в случае с установкой новых поршней и новых колец провести такую проверку так же будет не лишним.
Если эти зазоры больше нормы, то эффективность работы колец снижается и двигателю гарантирован масложор.
Поэтому по очереди вставляем кольца в соответствующие им канавки на поршне. И при помощи щупа измеряем зазоры. Предельно допустимый зазор при износе 0,15 мм.
Таблица величин зазоров поршневое кольцо — канавка в поршне для двигателей ВАЗ.
Двигатель | Зазор кольцо — канавка в поршне (мм). Маслосьемное, первое компрессионное, второе компрессионное. |
1111 | 0,04-0,07 0,03-0,06 0,02-0,05 |
1113 | 0,04-0,07 0,03-0,06 0,02-0,05 |
2101 | 0,045-0,08 0,025-0,06 0,02-0,055 |
21011 | 0,045-0,08 0,025-0,06 0,02-0,055 |
2103 | 0,045-0,08 0,025-0,06 0,02-0,055 |
2105 | 0,045-0,077 0,025-0,057 0,02-0,052 |
2106 | 0,045-0,08 0,025-0,06 0,02-0,055 |
2108 | 0,04-0,075 0,03-0,065 0,02-0,055 |
21081 | 0,04-0,075 0,03-0,065 0,02-0,055 |
21083 | 0,04-0,075 0,03-0,065 0,02-0,055 |
2110 | 0,04-0,07 0,03-0,06 0,02-0,05 |
2111 | 0,04-0,07 0,03-0,06 0,02-0,05 |
2112 | 0,04-0,07 0,03-0,06 0,02-0,05 |
2121 | 0,045-0,08 0,025-0,06 0,02-0,055 |
21213 | 0,045-0,08 0,025-0,06 0,02-0,055 |
21214 | 0,045-0,08 0,025-0,06 0,02-0,055 |
2130 | 0,045-0,08 0,025-0,06 0,02-0,055 |
В случае обнаружения увеличенных зазоров придется заменить поршни. Так как в противном случае ремонт будет не качественный.
3. Проверка величины зазора в замке кольца.
Так же при помощи щупа измеряется величина зазора в замках поршневых колец. Для проверки можно использовать специальный калибр, равный по диаметру размеру кольца (с допуском 0,003 мм). Но так как он есть не всех, можно вставлять кольца просто в цилиндр.
Устанавливаем кольцо в цилиндр. В зоне наименьшего износа, но в пределах хода поршневых колец. Щупом измеряем величину зазора. Проверяем его соответствие норме для конкретного двигателя.
Если зазор больше нормы кольцо заменяем. Если меньше, то кольцо можно подточить.
Вот небольшая таблица величин зазоров в замках поршневых колец для некоторых двигателей ВАЗ, рассматриваемых на нашем сайте.
Двигатель | Величина зазора в замках колец (мм) |
1111 | 0,25-0,45 |
1113 | 0,25-0,45 |
2101 | 0,25-0,45 |
21011 | 0,25-0,45 |
2103 | 0,25-0,45 |
2105 | 0,25-0,45 |
2106 | 0,25-0,45 |
2108 | 0,25-0,45 |
21081 | 0,25-0,45 |
21083 | 0,25-0,45 |
2110 | 0,25-0,45 |
2111 | 0,25-0,45 |
2112 | 0,25-0,45 |
2121 | 0,25-0,45 |
21213 | 0,25-0,45 |
21214 | 0,25-0,45 |
2130 | 0,25-0,45 |
Таким образом, зная перечисленные особенности подбора поршневых колец двигателей ВАЗ можно достаточно качественно провести их замену.
Примечания и дополнения
Помимо перечисленных особенностей подбора существует еще несколько моментов. которые нужно знать при замене поршневых колец. Например, «Расположение зазоров (замков) колец на поршнях двигателя». А так же несколько других аспектов связанных с их установкой и расположением. Подробно о них мы расскажем в отдельных статьях на нашем сайте.
Еще статьи по двигателям автомобилей ВАЗ
— Неисправности кривошипно-шатунного механизма двигателя
— Признаки залегания или износа поршневых колец двигателя
— Признаки неисправности поршневой группы двигателя автомобиля
— Толщина вкладышей коленчатого вала двигателей 2108, 21081, 21083
— Зазор между поршнем и цилиндром двигателей автомобилей ВАЗ
— Особенности установки поршневых колец на поршень