Выясним как дымит двигатель если неисправны его поршневые кольца или его маслосъемные колпачки?
Такая информация может помочь в случае необходимости оценки состояния двигателя, например при покупке автомобиля, либо для самостоятельной предварительной диагностики его возможных проблем.
В качестве примера используем двигатель 21083 (1,5 л., 8 клапанов) автомобиля ВАЗ 21083 (21093, 21099). Так как его устройство и принцип действия аналогичен большинству двигателей ВАЗ, рассматриваемых на нашем сайте.
Как дымит двигатель если неисправны его поршневые кольца или маслосъемные колпачки?
1. Как дымит двигатель если вышли из строя маслосъемные колпачки?
На двигателях автомобилей с большим и очень большим пробегом маслосъемные колпачки практически всегда, со временем, теряют эластичность. Попросту говоря они «дубеют». Помимо этого активно прогрессирует износ их рабочей кромки. Как результат — ухудшается плотность их прилегания к стержням клапанов. Что приводит к засасыванию моторного масла в камеры сгорания через образовавшуюся неплотность, во время движения поршня вниз.
Далее масло подмешивается в топливную (рабочую) смесь. И эта топливная смесь, с примесью моторного масла сгорает не так эффективно как требуется, что сказывается на мощности и приемистости двигателя автомобиля. Плюс ко всему, при горении выделяется сажа и копоть. И двигатель автомобиля начинает дымить в выхлопную трубу глушителя. Этот дым пахнет маслом и гарью.
Для того что бы определить, что причина появления дыма из выхлопной трубы глушителя именно в неисправности маслосъемных колпачков, нужно внимательно посмотреть как и какой дым выходит из выхлопной трубы глушителя.
Обычно при такой проблеме имеет место синий (сизый) дым, выходящий из выхлопной трубы глушителя при перегазовках, но исчезающий при движении автомобиля. Наличие такого дыма при резком нажатии на педаль газа (на холостом ходу или во время движения автомобиля) является основным явным признаком износа маслосъемных колпачков.
Помимо дыма во время перегазовки на неисправные колпачки указывает еще один признак. А именно, стекая по стержню клапана, моторное масло заливает свечи зажигания (одну, две или даже сразу все).
При этом резьбовая часть свечей зажигания заливается моторным маслом. Именно резьбовая часть, а не электроды. Это еще один основной признак выхода из строя маслосъемных колпачков. Так же, попутно, возможно появление черного нагара на свечах как побочного эффекта от сгорания масла. Свечи зажигания, в таком случае, периодически отказывают и требуют замены.
Плюс ко всему перечисленному — заметно вырастает масляный угар — расход моторного масла.
Подробнее о проблеме выхода из строя маслосъемных колпачков двигателя смотри в статье — «Основные неисправности маслосъемных колпачков клапанов».
2. Как дымит двигатель при износе поршневых колец в частности или поршневой группы в целом.
Довольно часто моторное масло попадает в камеры сгорания двигателя через его изношенную поршневую группу. Так как между трущимися деталями появляются большие зазоры. Они возникают при поломке, износе или залегании поршневых колец, износе поршней, наличия выработки в цилиндрах двигателя. В результате чего моторное мало плохо удаляется со стенок цилиндров и попадает в камеры сгорания. Где при горении выделяет копоть и гарь.
Двигатель автомобиля начинает дымить. При чем, в случае неисправности поршневой он дымит постоянно. Как на холостом ходу, так и во время движения (в отличие от дымления при перегазовках в случае износа маслосъемных колпачков). Интенсивность дымления напрямую зависит от степени износа деталей. При умеренном износе деталей возможно прекращение дымления после прогрева двигателя. Этот дым так же пахнет маслом и гарью.
Такое постоянное дымление из выхлопной трубы — верный признак имеющихся проблем с поршневыми кольцами или поршневой группой двигателя автомобиля в целом.
Помимо этого, к появлению дыма из выхлопной трубы глушителя, приводит залегание поршневых колец.
Залегание поршневых колец двигателя — это потеря ими подвижности. В исправном состоянии кольца должны быть упругими, снимать масло со стенок цилиндров и обеспечивать необходимую компрессию в цилиндрах. Но если они залегли, то ни чего такого не происходит.
Одна из причин залегания поршневых колец — перегрев двигателя.
При работе двигателя автомобиля с повышенной температурой охлаждающей жидкости (ОЖ) в системе охлаждения происходит ускоренное окисление моторного масла. При этом образуется кокс и олифы. При продолжительном перегреве или периодически происходящих перегревах кокс откладывается в канавках поршневых колец в виде нагара. Нагар снижает их подвижность (кольца залегают). В таком случае падает компрессия в цилиндрах и масло перестает эффективно удаляться с их стенок.
Так же к активному образованию нагара в канавках поршней приводит работа двигателя на моторном масле низкого качества.
Помимо этого, при износе поршневой или залегании поршневых колец, как и в случае с маслосъемными колпачками, будет заливать маслом свечи зажигания. А именно, в большей степени, их электроды. Такое замасливание — еще один явный признак выхода из строя поршневых колец или поршневой.
Плюс ко всему, при выходе из строя поршневой группы двигателя сильно дымит из его сапуна. На исправном двигателе ни какого дыма тут быть не должно, а если поршневая не в порядке, темно-синий дым выходит хлопками.
3. Как наверняка проверить, есть ли залегание и износ поршневых колец или нет?
Определить наверняка залегли (изношены) поршневые кольца или нет можно, если определенным способом измерить величину компрессии в цилиндрах. По ее показателям сразу можно понять что к чему.
Для этого проделываем следующее.
— Прогреваем двигатель до рабочей температуры (80-90º).
— Снимаем с бензонасоса топливоподводящий шланг.
— Выкручиваем все свечи зажигания, предварительно очистив их колодцы от грязи и мусора.
— Вынимаем из крышки трамблера центральный бронепровод, вставляем в него свечу зажигания и кладем на двигатель.
— Измеряем величину компрессии в цилиндрах двигателя.
Вворачиваем в отверстие первого цилиндра наконечник компрессометра, либо крепко прижимаем его к этому отверстию.
Помощник сидя в салоне автомобиля нажимает до упора на педаль «газа» и повернув ключ в замке зажигания, запускает стартер на 3-5 секунд.
Наблюдаем за показаниями компрессометра, фиксируем динамику их роста и максимальное значение. После фиксации сбрасываем давление в приборе, нажав на кнопку сброса.
Повторяем операцию для каждого цилиндра, замеренные показания записываем или запоминаем. После чего расшифровываем показания компрессометра.
— Отличное давление (компрессия) – 12-13 кгс/см2 (1,2-1,3 МПа)
— Нормальное давление – 10-11 кгс/см2 (1,0-1,1 МПа)
— Необходим ремонт – 8-9 кгс/см2 (0,8-0,9 МПа)
Если компрессия в цилиндрах оказалась ниже нормы попытаемся определить виновника такой неисправности. Это могут быть как изношенные или залегшие поршневые кольца, так и негерметичные клапана (из-за маленького теплового зазора, нагара или повреждения тарелок). Для проверки выполним следующее.
Необходимо залить в свечное отверстие первого цилиндра 25-30 мл моторного масла. Для заливки можно использовать медицинский шприц.
Снова проводим в этом цилиндре измерение компрессии. Запоминаем или записываем показания компрессометра.
Повторяем процедуру с заливкой масла и проверкой компрессии для остальных цилиндров.
После чего сравниваем показания компрессометра полученные при первом измерении и при втором (с маслом в цилиндрах). Если величина компрессии возросла, значит поршневые кольца изношены или залегли. Если компрессия осталась прежней, то скорее всего негерметичны клапана двигателя или пробита прокладка головки блока. См. «Проверка износа или залегания поршневых колец двигателя».
Таким образом, мы установили, что признаком износа маслосъемных колпачков двигателя является появление дыма из выхлопной трубы глушителя при резком нажатии на педаль газа (перегазовке). А признаком неисправных поршневых колец может служить постоянное дымление из глушителя. Как на холостом ходу, так и во время движения автомобиля. Даже по этим двум признакам можно с ходу выявить эти неисправности.
Примечания и дополнения
— Причины появления черного и белого дыма из выхлопной трубы глушителя описаны в других статьях на нашем сайте twokarburators.ru.
— Бывают ситуации, когда залегают или выходят из строя только маслосъемные кольца, а компрессионные работают. В такой ситуации двигатель будет дымить и расходовать масло, но компрессия будет в норме.
— При наличии царапин от пыли на стенках цилиндров двигатель так же задымит. Такая пыль «подсасывается» через неплотности в соединениях системы подачи воздуха в двигатель или при загрязнении воздушного фильтра двигателя. Она работает в цилиндрах как абразив, создавая царапины на зеркале и постепенно «съедая» его.
Еще статьи по неисправностям двигателей автомобилей ВАЗ
— Как понять, что нужно заменить прокладку головки блока?
— Ремонтные размеры поршней двигателей автомобилей ВАЗ
— Диагностика двигателя автомобиля по дыму из глушителя
— Ремонтные размеры шеек коленчатого вала двигателей ВАЗ
— Почему моторное масло попадает в свечные колодцы двигателя?
— На каких двигателях ВАЗ гнет клапана при обрыве ремня ГРМ?