Большие обороты на холостом ходу карбюраторного двигателя

воздушная заслонка Солекс
Не полностью открытая воздушная заслонка карбюратора Солекс часто бывает причиной появления больших оборотов холостого хода двигателя

На примере двигателя 21083 (1,5 л) с карбюратором Солекс 21083-1107010, автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099, разберемся с причинами неисправности «большие обороты на холостом ходу карбюраторного двигателя».

Выясним почему такое случается и как своими силами устранить эту неисправность.

Нормальные обороты коленчатого вала на холостом ходу двигателя 21083 с карбюратором Солекс составляют 750-800 об/мин. Если они превышают это значение, значит имеет место неисправность карбюратора, системы питания или системы зажигания, которые и привели к такому варианту развития событий.

Признаки неисправности

Обороты двигателя на холостом ходу заметно выше нормы. Не смотря на то, что двигатель прогрет, а рукоятка подсоса утоплена до упора.

В некоторых случаях попытка отрегулировать холостой ход и выставить нужную частоту вращения коленчатого вала не приводит к положительному результату. Обороты никак (или слабо) реагируют на вращение регулировочных винтов карбюратора Солекс.

Большие обороты на холостом ходу карбюраторного двигателя, причины

1. Не полностью открыта воздушная заслонка карбюратора.

На режиме холостого хода воздушная заслонка карбюратора должна быть полностью открыта и стоять строго вертикально. Если она хоть немного будет прикрыта, топливная смесь будет обогащаться из-за уменьшения объема воздуха проходящего через СХХ. Обороты ХХ сразу скаканут вверх и будут большими. См. фото в начале статьи.

Поэтому, проверяем положение воздушной заслонки и при необходимости выставляем ее в нужное положение.

А именно. При утопленной рукоятке привода воздушная заслонка должна стоять строго вертикально, при вытянутой на себя — полностью, без перекосов, перекрывать сечение 1-й камеры карбюратора.

Неисправности подсоса - привода воздушной заслонки карбюратора Солекс
Крайние положения воздушной заслонки карбюратора Солекс

Для того чтобы воздушная заслонка четко и полностью открывалась, а так же закрывалась, необходим определенный зазор между кромкой рычага управления воздушной заслонкой и краем оболочки тяги ее привода («подсоса»).

Этот зазор измеряется не снимая карбюратор с двигателя. При измерении воздушная заслонка должна быть полностью закрыта. Величина зазора 10 мм. Для его регулировки ослабляем винт фиксатора оболочки тяги привода и смещаем ее в нужную сторону. См. «Регулировка привода воздушной заслонки карбюратора 2108, 21081, 21083 Солекс».

Зазоры карбюратора Солекс 21083
Зазор у края оболочки тяги привода воздушной заслонки

После установки воздушной заслонки в нужное положение большие обороты холостого хода могут снизится до нормы самостоятельно. Если этого не произошло, то скорее всего винты качества и количества выставлены неверно. То есть холостой ход двигателя не отрегулирован.

2. Регулировка оборотов холостого хода винтами карбюратора выполнена в сторону обогащения топливной смеси.

Нормальный состав топливной смеси для режима холостого хода — это обедненный. Так, для простого, без нагрузки, вращения коленчатого вала достаточно минимального количества бензина. Поэтому необходимо выставить регулировочные винты в такое положение при котором подача топливной смеси в двигатель будет минимальна. Но вместе с тем, чтобы двигатель не глохнул и не троил.

Самым простым способом регулировки оборотов холостого хода двигателя с карбюратором Солекс (2108, 21081, 21083), а в нашем случае их снижения, является вращение винта «количества» топливной смеси.

Если вращать его против часовой стрелки обороты уменьшаются, по – увеличиваются. При вращении винта, его наконечник  воздействует на рычаг оси дроссельной заслонки первой камеры карбюратора и тем самым либо приоткрывает дроссельную заслонку первой камеры карбюратора, либо, наоборот прикрывает ее. Из-за этого увеличивается или наоборот уменьшается поток воздуха, проходящий через первую камеру и разрежение в канале СХХ. Таким образом винтом «количества» регулируется объем топлива, поступающего в цилиндры двигателя. Соответственно обороты холостого хода двигателя будут, то расти, то уменьшаться.

Более точная настройка предполагает дополнительную регулировку состава топливной смеси, поступающей в цилиндры двигателя. Подробно о ней смотри в статье:

«Регулировка оборотов холостого хода двигателей с карбюраторами 2108, 21081, 21083 Солекс»

Не регулируется холостой ход двигателя по причине неисправности системы зажигания
Неправильно выставленные винты «количества» и «качества» карбюратора могут привести к излишнему обогащению топливной смеси, и как следствие к повышению выше нормы оборотов холостого хода двигателя

Если убрать большие обороты холостого хода вращением регулировочных винтов не удалось, то придется искать причину неисправности дальше.

3. Слишком высокий уровень топлива в поплавковой камере карбюратора.

Необходимо проверить и отрегулировать уровень топлива в поплавковой камере карбюратора. Так как система холостого хода получает бензин непосредственно из нее и напрямую зависит от уровня. И даже незначительное повышение уровня топлива сразу скажется на составе топливной смеси, поступающей в двигатель на холостом ходу в сторону обогащения. Обороты ХХ будут большими.

Для проверки уровня топлива в поплавковой камере следует снять верхнюю часть (крышку) карбюратора, после того как двигатель немного поработает на холостых. На карбюраторах 2108, 21081, 21083 Солекс уровень топлива составляет приблизительно 25-26 мм от зеркала бензина до края  поплавковой камеры.

измерение уровня топлива Солекс
Измерение уровня топлива в поплавковой камере карбюратора 2108, 21081, 21083 Солекс

Если это не так, то регулируем положение поплавков относительно картонной прокладки крышки карбюратора. Оно должно составлять 2 мм.

установка уровня топлива Солекс 2108
Уровень топлива в поплавковой камере карбюратора Солекс 2108, 21081, 21083 будет в норме если от прокладки крышки до поплавков 2 мм

Подробнее о регулировке уровня топлива в поплавковой камере карбюратора в статьях:

«Регулировка уровня топлива в поплавковой камере карбюратора 2108, 21081, 21083 Солекс».

Помимо этого следует обратить внимание на целостность и положение поплавков, а также проверить герметичность игольчатого клапана. Так как от них напрямую зависит величина уровня топлива в поплавковой камере и последующее смесеобразование.

4. Не полностью закрываются дроссельные заслонки карбюратора на режиме холостого хода.

При полностью утопленной рукоятке подсоса осматриваем дроссельные заслонки карбюратора. В первой и второй камере, на первый взгляд, они должны быть полностью закрыты. Так как если они хотя бы чуть-чуть не прикрываются, то это спровоцирует усиление разрежения в смесительных камерах карбюратора. А оно вытянет лишний бензин откуда угодно. Топливная смесь обогатится, обороты ХХ будут большими.

Для начала попробуем добиться нужного положения дроссельной заслонки первой камеры не снимая карбюратор с двигателя. Для этого проведем регулировку ее привода.

При полностью отпущенной педали газа трос должен слегка провисать (1-2 мм). При полностью нажатой педали газа дроссельная заслонка первой камеры должна встать строго вертикально. Если она полностью не закрывается, значит торос привода слишком натянут. Ослабляем его натяжку, понемногу вращая регулировочную гайку тросового привода (предварительно ослабив контргайку). При этом визуально проверяя положение заслонки.

регулировка троса привода дроссельной заслонки Солекс
Регулировка троса привода дроссельной заслонки Солекс

У дроссельной заслонки второй камеры карбюратора так же возможно нарушение ее положения в смесительной камере. В идеале она должна прилегать к стенкам камеры с зазором 0,1 ± 0,05 мм. Визуально такой зазор должен быть едва различим при рассматривании дроссельной заслонки на свет. Он необходим для удаления бензина, попадающего во вторую камеру при работе ускорительного насоса. При этом выходное отверстие переходной системы второй камеры должно находится выше кромки заслонки.

выходное отверстие переходной системы второй камеры карбюратора Солекс
Выходное отверстие переходной системы второй камеры карбюратора Солекс 2108, 21081, 21083 расположено выше кромки закрытой дроссельной заслонки. На изображении дроссельная заслонка начинает приоткрываться.

Если заслонка не прикрыта до конца, то увеличивается разрежение во второй камере карбюратора. И оно будет вытягивать лишний бензин из отверстия переходной системы второй камеры. Как следствие, топливная смесь обогащается, обороты холостого хода становятся выше нормы.

Необходимое положение дроссельной заслонки выставляется на заводе-изготовителе при помощи специального винта и корректировки при дальнейшей эксплуатации не требует.

Если ремонт карбюратора при котором дроссельная заслонка демонтировалась не производился, трогать винт и регулировать ее положение не нужно. В противном случае выставляем ее положение при помощи регулировочного винта-упора, упирающегося в рычаг заслонки.

Винт регулировки положения дроссельной заслонки второй камеры карбюратора Солекс 2108, 21081, 21083
Винт-упор рычага дроссельной заслонки второй камеры карбюратора Солекс 2108, 21081, 21083
5. Не до конца завернут электромагнитный клапан карбюратора.

От того насколько правильно или нет установлен электромагнитный клапан (ЭМК) в карбюратор Солекс напрямую зависит работа двигателя автомобиля на холостом ходу. Его обороты, в таком случае, могут быть как повышенными (если он завернут не до конца), так и пониженными.

Правильность установки проверяется так: на холостом ходу (двигатель прогрет до 80-90º), при полностью закрытых дроссельных заслонках и полностью открытой воздушной заслонке резко снимается провод с вывода электромагнитного клапана. Двигатель должен заглохнуть.

Происходит следующее. При снятии провода клапан обесточивается, его игла выдвигается вперед и перекрывает топливный канал системы холостого хода. Топливо в двигатель не поступает, и он глохнет. Это в случае если клапан установлен правильно.

В противном случае — если двигатель не заглох, значит, топливо поступает в него либо в обход системы холостого хода (приоткрыты дроссельные заслонки, ускорительный насос не исправен, «перелив» и т.п.), либо электромагнитный клапан завернут не до конца и топливо идет в канал ХХ не только через калиброванное отверстие в топливном жиклере клапана, но и вокруг жиклера (в зазор между топливным жиклером и его посадочным гнездом в крышке карбюратора). Обороты холостого хода становятся большими.

При этом такие обороты холостого хода двигателя не удастся подкорректировать винтом «качества», так как он при таком раскладе вообще не нужен, бензин ведь льется в обход него.

ЭМК установка
Установка электромагнитного клапана в карбюратор Солекс

В случае падения подозрения на ЭМК как на виновника всех бед, проводим его правильную установку в карбюратор. См. «Особенности установки электромагнитного клапана на карбюратор Солекс».

6. Топливная смесь излишне обогащается на холостом ходу (в обход СХХ).

Топливная смесь будет обогащаться на ХХ если засорен канал подачи воздуха в карбюратор. Чаще всего забивается отложениями выходное отверстие канала в большом диффузоре первой камеры карбюратора и воздушный жиклер СХХ в крышке карбюратора.

Продуваем верхнюю часть топливного и воздушного каналов СХХ
Продуваем верхнюю часть топливного и воздушного каналов (с воздушным жиклером) СХХ карбюратора Солекс 21083 через их выходные отверстия

Помимо этого лишний бензин может литься в обход системы холостого хода если повреждено резиновое уплотнительное кольцо на трубке топливного канала СХХ.

Продуваем отверстия нижней части воздушного и топливного каналов СХХ
Обороты холостого хода будут повышенные если засорены воздушный канал, либо бензин подтекает через резиновое кольцо

Так же следует обратить внимание на переходную систему первой камеры карбюратора. Так как если исходное положение дроссельной заслонки первой камеры выставлено в положение, когда ее кромка выше чем выходная щель переходной системы, то через эту щель в двигатель будет поступать лишний бензин. Который обогатит топливную смесь и поднимет обороты ХХ выше нормы.

выходное отверстие переходной системы первой камеры Солекс
Вертикальное щелевое отверстие переходной системы первой камеры карбюратора Солекс 2108, 21081, 21083 делится пополам кромкой дроссельной заслонки при правильной ее установке

А должен, наоборот, подсасываться воздух, который необходим для некоторого обеднения топливной смеси на холостом ходу.

Выставить правильное исходное положение дроссельной заслонки первой камеры поможет регулировка ее привода описанная в пункте «4». Либо прочистка аэрозолем-очистителем смесительной камеры в зоне прилегания кромки заслонки. Для удаления отложений, мешающих ее закрытию.

Как выставить вторую дроссельную заслонку что бы она не была причиной подачи лишнего бензина в двигатель на холостом ходу см. так же в пункте «4».

Таким образом мы рассмотрели несколько наиболее распространенных способов самостоятельного устранения причин повышенных оборотов холостого хода двигателя автомобиля с карбюратором Солекс.

Примечания и дополнения

— Помимо настройки карбюратора Солекс на снижение больших оборотов холостого хода будет нелишним проверить и в случае необходимости выставить начальный угол опережения зажигания. Так как, например, более ранний момент зажигания сразу же увеличит обороты коленчатого вала выше нормы. Проверку и настройку угла опережения желательно выполнить перед настройкой карбюратора, так как возможно после этого проблема уйдет сама собой и не нужно будет больше ни чего настраивать.

— Так же на изменение состава топливной смеси на ХХ в сторону переобогащения влияет подача бензина топливным насосом (бензонасосом),  проходимость обратной топливной магистрали («обратки») и степень загрязнения воздушного фильтра двигателя.

Еще статьи по карбюратору Солекс

— Проверка и ремонт приоткрывателя воздушной заслонки карбюратора Солекс 2108, 21081, 21083

— Как устранить обеднение топливной смеси карбюратором Солекс?

— Устраняем переобогащение топливной смеси карбюратором Солекс

— Как уменьшить расход топлива при движении по трассе?

— Почему двигатель автомобиля «жрет» бензин ведрами?

Подписывайтесь на нас!
Twokarburators-Vk
Twokarburators-Ok
Twokarburators-Telegram
Twokarburators-Dz

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *