Как устранить обеднение топливной смеси карбюратором Солекс?

Детали фильтра Солекс
Извлекаем топливный фильтр карбюратора Солекс 21083 для прочистки и предотвращения обеднения смеси

Многие проблемы в работе двигателя автомобиля возникают по причине подачи в его цилиндры карбюратором слишком бедной топливной смеси.

Бедная смесь горит плохо или не хочет гореть вообще (в зависимости от степени обеднения). Поэтому двигатель может не запускаться вовсе, либо запускается, но с нескольких попыток. Обороты холостого хода становятся нестабильными, а при старте или во время движения возникают провалы и рывки после нажатия на педаль газа. Мощность и приемистость так же снижаются, так как энергия, полученная от сгорания такого бедного топливного заряда в цилиндрах, недостаточна для резвого вращения коленчатого вала.

В качестве бонуса добавляются постоянный перегрев двигателя и детонация. Перегрев возникает из-за того, что бедная топливная смесь медленно горит. Горение происходит в цилиндре, пока поршень опускается вниз, вызывая его сильный нагрев. Так же бедная топливная смесь, в определенной пропорции, склонна к аномальному взрывному горению — детонации, сопровождающемуся «стуком пальцев» (металлическим звоном в двигателе). См. «Признаки работы двигателя на бедной топливной смеси».

Так что, куда ни кинь — всюду минусы от излишне бедной топливной смеси.

Попробуем самостоятельно взять и устранить такое переобеднение на примере карбюратора Солекс 21083 двигателя 21083 (1,5 л) автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099.

Способы устранения обеднения топливной смеси карбюратором Солекс

1. Проверяем и устраняем «подсос» постороннего воздуха в карбюратор.

«Подсос» лишнего воздуха в карбюратор (или под него) сразу же обедняет приготавливаемую им топливную смесь. Так как доля воздуха при этом увеличивается.

Для выявления неисправности необходимо в первую очередь проверить плотность посадки трубок и шлангов карбюратора и их целостность. А так же состояние уплотнительных колец на винте качества и электромагнитном клапане (ЭМК).

Уплотнительное кольцо на винте "качества" топливной смеси Солекс 21083
Резиновое уплотнительное кольцо на винте регулировки «качества» топливной смеси карбюратора Солекс 21083 (канал винта для наглядности разрезан)

После чего запустить двигатель и оценить его работу на холостом ходу. Если она оставляет желать лучшего, то сразу же брызгаем мыльным раствором или проникающей жидкостью на стык карбюратора и коллектора. Если поле этого обороты холостого хода стабилизируются или даже возрастут, «подсос» лишнего воздуха присутствует и его нужно устранять.

Методы самостоятельного устранения подсоса воздуха под карбюратор следующие: для начала слегка подтянуть гайки крепления карбюратора (на холодную). Не помогло, устанавливаем дополнительную верхнюю прокладку под карбюратор. Если и после этого двигатель «троит», снимаем карбюратор и понемногу шлифуем его фланец большим напильником или большим наждачным кругом для устранения деформации.

Помимо этого проверяем вероятность «подсоса» воздуха через шланг на вакуумный усилитель тормозов. Пережимаем его при помощи плоскогубцев возле штуцера на коллекторе. Обороты холостого хода стабилизировались? Да. Тогда шланг под замену. Нет, ищем место «подсоса» дальше.

Шланг вакуумного усилителя тормозов
Шланг подведения разрежения к вакуумному усилителю тормозов от впускного коллектора (показано на разобранном двигателе — для наглядности)

Еще несколько способов как найти у устранить «подсос» воздуха в карбюратор см. «Как самому найти «подсос» воздуха в карбюратор?».

2. Проверяем и устраняем загрязнение топливных жиклеров ГДС карбюратора.

В случае засорения топливных жиклеров ГДС и ухудшения их пропускной способности доля бензина в приготавливаемой топливной эмульсии снижается. В оптимальной пропорции топливной смеси «1 часть бензина/15 частей кислорода», количество частей воздуха возрастает, что делает ее слишком обедненной.

Признаки (симптомы) засорения топливных жиклеров ГДС карбюратора Солекс
Топливные жиклеры и другие детали ГДС карбюратора Солекс 21083

Топливные жиклеры ГДС можно демонтировать, выдержать в ацетоне и продуть сжатым воздухом. Либо снять «крышку» карбюратора, вывернуть эмульсионные трубки и обработать их аэрозолем -очистителем через трубку.

прочистка эмульсионных колодцев
Прочистка топливных жиклеров и эмульсионных колодцев ГДС карбюратора Солекс 21083 аэрозолем-очистителем

Помимо этого, в случае необходимости, можно прочистить эмульсионные трубки, эмульсионные колодцы и поплавковую камеру. А так же проверить соответствие маркировки жиклеров конкретно под этот карбюратор. См. «Жиклеры карбюраторов Солекс».

Дополнительно необходимо обратить внимание на чистоту топливных фильтров системы питания двигателя, ее магистралей и бензобака. Так как прочистка только жиклеров при загрязненной системе питания приведет лишь к временному улучшению.

снимаем фильтр тонкой очистки топлива
Если фильтр тонкой очистки грязный, то скорее всего засорение будет иметься и в других фильтрах топливной системы, топливная смесь будет недополучать бензин и обедняться
3. Проверяем и регулируем уровень топлива в поплавковой камере карбюратора.

Низкий уровень топлива в поплавковой камере карбюратора всегда приводит к обеднению топливной смеси так как в эмульсионные колодцы ГДС попадает меньше бензина. При смешивании этого бензина и воздуха, в эмульсионных трубках получается топливная эмульсия с намного большим содержанием воздуха чем требуется. Далее эта бедная эмульсия, через распылители ГДС, попадает в смесительные камеры карбюратора, где смешивается с еще большим количеством воздуха. В результате двигатель попадает сильно обедненная топливная смесь, он не может с полной отдачей работать на таком неполноценном заряде, ему просто не хватает энергии чтобы вращать коленчатый вал, он начинает работать с перебоями и теряет мощность.

Низкий уровень — больше 26 мм от края поплавковой камеры до «зеркала» бензина. Либо более 2 мм от края поплавков до картонной прокладки «крышки» карбюратора.

Уровень топлива в поплавковой камере может стать низким после неправильной регулировки и при нарушении подачи топлива через систему питания двигателя. Например если повреждены ее трубки и шланги или неисправен бензонасос, или засорены топливные фильтры. Наполняемость бензином поплавковой камеры в таком случае снижается.

Проще всего, для проверки и регулировки уровня топлива в поплавковой камере, измерить расстояние от углов поплавков до картонной прокладки крышки карбюратора. Крышка при этом должна стоять на своих шпильках на горизонтальной поверхности. Это расстояние равняется 2 мм. Измерить его можно при помощи круглого щупа или сверла диаметром 2 мм. При таком расстоянии от поплавков до крышки уровень топлива в поплавковой камере будет находиться в нужных пределах и топливная смесь не будет переобедняться или переобогащаться.

зазор между поплавком и прокладкой
Измерение зазора между поплавком и прокладкой «крышки» карбюратора — один из способов проверки и регулировки уровня топлива

Так же проверяем поплавки. Возможно они неудачно расположены, задевают при перемещении за стенки поплавковой камеры, не дают клапану открыться и он не пропускает бензин, обедняя тем самым смесь. Проверяем их параллельность.

Параллельность поплавков Солекс
Параллельность поплавков карбюратора Солекс проверяется по оттиску на картонной прокладке его «крышки»

Боковые поверхности поплавков должны быть параллельны отпечатку стенок поплавковой камеры на картонной прокладке крышки. Если параллельности нет, то разводим или наоборот сводим поплавки и добиваемся их точного расположения относительно отпечатка.

Вот три основных причины обеднения топливной смеси карбюратором Солекс, устранив которые можно самостоятельно убрать эту проблему.

Помимо них к переобеднению топливной смеси могут привести: засорение топливного фильтра карбюратора (см. фото в начале статьи), неверно выставленные винты регулировки качества и количества топливной смеси на ХХ, дроссельная заслонка второй камеры, открывающаяся с запозданием и нарушение подачи топлива в карбюратор в случае неисправности бензонасоса.

проверяем бензонасос ВАЗ 2108, 2109, 21099
Проверяем подачу бензонасоса — нажимаем несколько раз на рычаг ручной подкачки и оцениваем силу струи исходящей из шланга

Примечания и дополнения

— Рассчитано, что для полного и наиболее эффективного сгорания топливной смеси в цилиндрах двигателя, обеспечивающего его нормальную работу, необходима пропорция: 1/15 (один килограмм бензина к 15 килограммам воздуха). Такое соотношение наиболее оптимально для получения максимальной отдачи от двигателя автомобиля при сохранении экономичности расхода топлива. Увеличение доли воздуха по отношению к доле бензина в топливной смеси приводит к ее обеднению. Соотношение в пределах до 1/17 называют обедненной топливной смесью.

Пределы от 1/17 до 1/19 – топливная смесь бедная. Работа двигателя на ней затруднительна, но возможна.

Подробно о причинах бедной топливной смеси: «Бедная топливная смесь, причины».

Еще статьи по топливной смеси

— Признаки слишком низкого уровня топлива в поплавковой камере карбюратора

— Богатая топливная смесь, признаки, причины

— Состав топливной смеси для работы карбюраторного двигателя

— Двигатель глохнет после нажатия на педаль газа

— Устранение переобогащения топливной смеси карбюратором Солекс

Подписывайтесь на нас!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *