![Как уменьшить расход при движении по трассе?](https://twokarburators.ru/wp-content/uploads/2021/09/Umenshit-rashod-po-trasse.png)
Что бы карбюраторный двигатель автомобиля не «жрал ведрами» бензин при движении по трассе на средней и большой скорости нужно провести настройку некоторых его систем.
На примере карбюраторного двигателя 21083 автомобиля ВАЗ 21083 (21093, 21099) проведем такую настройку. Радикально вмешиваться в работу двигателя не будем, так как это потребует больших затрат и не всегда оправданно, а пройдемся по минимуму, чтобы по-быстрому снизить расход в среднем где-то на литр-полтора.
Как уменьшить расход топлива при движении по трассе?
1. Настраиваем карбюратор Солекс.
В большинстве случаев при движении по трассе двигатель автомобиля работает на режиме частичных и полных нагрузок.
При частичных нагрузках работает первая камера карбюратора и немного вторая. Топливная смесь обедненная. При полных нагрузках работают обе камеры карбюратора и топливная смесь должна быть обогащенная.
То есть для настройки карбюратора Солекс на некоторое обеднение топливной смеси на этих режимах нужно привести в порядок их главные дозирующие системы (ГДС) и немного доработать их.
1. В первую очередь заменяем штатные воздушные жиклеры ГДС 1-й и 2-й камер на немного увеличенные. Например, на нашем Солекс 21083 — штатные 155 и 125 заменяем на 165 и 135 от Солекс 21081. Топливные жиклеры не трогаем. Таким способом немного обедним состав за счет увеличения доли воздуха в смеси при неизменной доле бензина.
![Признаки засорения воздушных жиклеров ГДС карбюратора](https://twokarburators.ru/wp-content/uploads/2021/07/Priznaki-zasorenia-vozdushnyh-zhiklerov-gds.png)
2. Помимо этого, стоит обратить внимание на чистоту эмульсионных трубок, эмульсионных каналов и топливных жиклеров так как они непосредственно участвуют в смешении бензина и воздуха. Для их прочистки проще всего использовать аэрозоль-очиститель карбюратора. Как это лучше всего сделать смотри в статье «Особенности прочистки ГДС карбюратора Солекс».
Существует целая методика настройки карбюратора Солекс на минимальный расход топлива путем подбора жиклеров. Подробно о ней: «Уменьшение расхода топлива двигателя автомобиля с карбюратором Солекс».
3. Все работы будут бессмысленны если уровень топлива в поплавковой камере карбюратора не соответствует норме или не держит ее игольчатый клапан.
Поэтому проверяем уровень и проверяем герметичность клапана.
Для проверки герметичности игольчатого клапана потребуется через трубку подать на него разрежение. Исправный клапан должен держать не менее десяти секунд.
![подача разрежения на клапан](https://twokarburators.ru/wp-content/uploads/2014/09/image183.png)
4. После ГДС обращаем внимание на положение воздушной заслонки карбюратора. При движении по автомобиля по трассе, когда двигатель прогрет до рабочей температуры, слегка прикрытая воздушная заслонка очень хорошо уменьшает долю воздуха в топливной смеси.
Проверяем ее работу. Если рукоятка «подсоса» полностью утоплена, воздушная заслонка должна стоять строго вертикально. Если это не так, вот статья о том как добиться ее четкой работы: «Регулировка привода воздушной заслонки карбюратора Солекс».
![Зазоры карбюратора Солекс 21083](https://twokarburators.ru/wp-content/uploads/2020/07/Zazory-Solex-21083.png)
2. Заменяем воздушный фильтр двигателя.
В дополнение к настройке ГДС заменяем воздушный фильтр двигателя на новый. Так как засоренный фильтр — это как еще одна прикрытая воздушная заслонка, уменьшает объем воздуха, поступающего в двигатель, что сильно богатит смесь.
![Как снизить расход топлива карбюраторного двигателя](https://twokarburators.ru/wp-content/uploads/2021/07/Snizhaem-rashod-topliva.png)
3. Настраиваем систему зажигания.
Нас будет интересовать две вещи: начальный угол опережения зажигания и механизмы, позволяющие изменять его с ростом оборотов двигателя.
От установки начального угла опережения зажигания зависит не только работа двигателя на холостом ходу, но и правильность момента зажигания на других режимах, в том числе средних и больших нагрузок. Угол опережения стоит проверить и при необходимости скорректировать. См. «Установка момента зажигания на двигателях автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099″.
На больших оборотах двигателя угол опережения нужно делать более ранним, а на максимальных, наоборот, несколько поздним. Тем самым достигается своевременность поджига и сгорания топливной смеси в цилиндрах. За автоматическое изменение зажигания отвечают вакуумный и центробежный регуляторы зажигания в трамблере.
Что бы уменьшить расход топлива двигателем автомобиля нужно обеспечить четкую работу этих механизмов. У центробежного регулятора проверяется состояние грузиков и их пружин. У вакуумного герметичность корпуса, трубки подведения разрежения и чистоту штуцера с каналом в карбюраторе. Вот пара ссылок по этой теме.
«Не работает вакуумный регулятор опережения зажигания»
![отверстие канала подведения разрежения в вакуумный регулятор опережения зажигания](https://twokarburators.ru/wp-content/uploads/2020/04/image1761.png)
«Проверка и ремонт центробежного регулятора опережения зажигания»
![проверяем детали центробежного регулятора](https://twokarburators.ru/wp-content/uploads/2020/02/image1700.png)
4. Проверяем работу сцепления.
Пробуксовывание ведомого диска сцепления относительно ведущего и маховика приводит к нарушению передачи крутящего момента от колес на коленчатый вал. Обороты двигателя растут, но автомобиль не разгоняется. Водитель постоянно работает педалью газа, чтобы хоть как-то компенсировать потерю динамики. Расход топлива растет. Такая проблема может возникнуть, например, из-за нарушения регулировки привода сцепления.
Вот способы его проверки и регулировки: «Проверка и регулировка привода сцепления автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099».
![вращаем регулировочную гайку](https://twokarburators.ru/wp-content/uploads/2014/06/image33.png)
5. Проверяем подклинивание тормозов.
Движение с постоянно прижатыми тормозными колодками к дискам или барабанам создает значительное сопротивление качению колеса. Чтобы его преодолеть нужно много энергии, а источник энергии для карбюраторного двигателя — это бензин.
Причины подклинивания тормозов могут быть разные. Например, нарушенный свободный ход педали тормоза. См. «Как проверить и отрегулировать свободный ход педали торомоза».
![измеряем расстояние до нажатой педали тормоза](https://twokarburators.ru/wp-content/uploads/2019/10/image1575.png)
6. Проверяем давление в шинах колес.
Например, для автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 с колесами 165/70 R13 давление в шинах передних колес 1,9 кгс/см² (0,19 МПа), а в шинах задних колес так же 1,9 кгс/см² (0,19 МПа).
Если оно ниже нормы, качению колес возникнет повышенное сопротивление, на преодоление которого нужно больше энергии и, соответственно, больше бензина. См. «Давление в шинах колес автомобиля ВАЗ 2108, 2109, 21099».
После проведения работ проверяем расход топлива при движении автомобиля по трассе и удивляемся тому, что он упал как минимум на литр, а динамика не пострадала.
Примечания и дополнения
— Приведенные настройки на снижение расхода топлива не будут эффективны на двигателе с изношенной поршневой группой. Хотя определенный положительный сдвиг все равно будет достигнут.
— Помимо снижения расхода топлива карбюраторным двигателем при движении автомобиля по трассе, можно снизить потребление бензина при движении в городском режиме. См. «Как уменьшить расход топлива при движении в городе?».
Еще статьи по расходу топлива карбюраторным двигателем автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099
— Признаки засорения топливных жиклеров ГДС карбюратора Солекс
— Признаки засорения воздушных жиклеров карбюратора Солекс
— Расход топлива автомобилями ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Большой расход топлива, причины
— Факторы, влияющие на повышение расхода топлива
— Причины повышенного расхода топлива не связанные с карбюратором