Торможение двигателем — распространенный прием, используемый большинством водителей при вождении автомобиля.
Он заключается в полном отпускании педали газа во время движения автомобиля. Передача при этом остается включенной. В результате автомобиль некоторое время катится на определенной скорости, а потом замедляется вплоть до полной остановки. Торможение двигателем удобно использовать на спусках, при подъезде к светофору или месту возможной стоянки.
Часто, на автомобилях с пробегом, возможна ситуация, когда после отпускания педали газа двигатель начинает дергаться и пытается заглохнуть. Приходится восстанавливать его обороты опять придавив газ.
Попробуем разобраться в чем причина такой неисправности — «двигатель глохнет при торможении двигателем», основываясь на знании, что такое принудительный холостой ход (ПХХ). Так как это именно этот режим наступает, когда водитель бросает газ во время движения, а при этом передача включена.
В качестве примера используем двигатель 21083 (1,5 л) с карбюратором Солекс 21083-1107010 и инжекторный двигатель 2111 (1,5 л) с системой впрыска топлива и ЭСУД Bosch М1.5.4N, под нормы токсичности ЕВРО-2.
1. В двигатель поступает топливо на режиме ПХХ.
Такое возможно если не работает система экономайзера принудительного холостого хода (ЭПХХ) карбюратора Солекс двигателя 21083.
ЭПХХ Солекс отключает подачу топлива в двигатель в тот момент, когда дроссельные заслонки закрываются , а обороты коленчатого вала при этом выше 2100 об/мин. (как раз в ту секунду, когда водитель отпустил педаль газа и решил ехать с включенной передачей на определенной скорости — тормозить двигателем). В этот момент в работе двигателя наступает т. н. режим принудительного холостого хода (ПХХ), во время которого мотор не потребляет бензин, а коленчатый вал крутится за счет крутящего момента, передаваемого от колес через трансмиссию на его маховик. То есть не мотор крутит колеса, а колеса крутят мотор вхолостую. Бензин экономится.
При падении оборотов до 1900 об/мин ЭПХХ возобновляет подачу топлива через СХХ карбюратора, чтобы не дать двигателю заглохнуть.
Если ЭПХХ не работает, двигатель будет глохнуть при сбросе газа так как в одном случае не отключится подача топлива на режиме ПХХ и свечи зальет, а в другом не возобновиться подача топлива через СХХ, при снижении оборотов, и ему попросту неначем будет работать.
У инжекторного двигателя 2111 все то же самое, но подачу топлива на режиме ПХХ отключает контроллер — ЭБУ ЭСУД.
Наступление режима ПХХ и отключение подачи топлива блок управления системы управления (ЭБУ) определят по нескольким признакам.
Дроссельная заслонка полностью закрыта
(сигнал с датчика положения дроссельной заслонки — ДПДЗ)
Движение определенного объема воздуха в двигатель имеется
(сигнал с датчика массового расхода воздуха — ДМРВ)
Двигатель прогрет до рабочей температуры
(сигнал с датчика температуры — ДТОЖ)
Автомобиль движется
(сигнал с датчика скорости — ДС)
Обороты коленчатого вала превышают обороты холостого хода
(сигнал с датчика положения коленчатого вала — ДПКВ)
При наличии перечисленных признаков ЭБУ отключает подачу топлива через форсунки. При этом канал подачи воздуха под дроссельную заслонку (байпасный канал) через регулятор холостого хода открыт. Запорная игла РХХ выставляется блоком управления в такое положение, чтобы в случае перехода на режим холостого хода (ХХ), если, например, водитель выключил передачу, обеспечить требуемое количество воздуха для нормальной работы двигателя на ХХ и предотвратить провалы и подергивания.
Переход с режима ПХХ на режим ХХ происходит при частоте вращения коленчатого вала равном: обороты на холостом ходу (650-750 об/мин) плюс 25 процентов от этой цифры.
Как только хотя бы один из признаков будет нарушен подача топлива включается снова. Например, водитель нажал на педаль газа, дроссельная заслонка приоткрылась, сигнал с ДПДЗ изменился, ЭБУ включает подачу топлива.
Но, если дроссельная заслонка прикрывается неплотно (например из-за нагара в дроссельном патрубке), сигнал о полном закрытии не поступит с ДПДЗ, ЭСУД не поймет, что наступил режим ПХХ и будет лить бензин как и прежде. Двигатель, в таком случае, наверняка будет глохнуть при попытке торможения двигателем.
2. Пробуксовывает сцепление.
Если ведомый диск сцепления изношен или поврежден передавать крутящий момент от коленчатого вала двигателя на первичный вал коробки можно только поддерживая высокие обороты так как он пробуксовывает относительно маховика и нажимного диска. При сбросе газа (когда передача включена), обороты падают, их становится недостаточно чтобы обеспечить передачу крутящего момента от маховика, через ведомый диск на ведомый диск сцепления. Ведомый диск начинает проскальзывать, водитель ощущает рывки, двигатель пытается заглохнуть.
Исправить ситуацию можно только увеличением оборотов двигателя, нажав на педаль газа.
Чтобы устранить эту неисправность нужно для начала проверить и в случае необходимости отрегулировать привод сцепления, так как очень часто источник проблем — его неправильная регулировка. Подробности такой работы в статье «Регулировка привода сцепления автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099».
Примечания и дополнения
— Существует еще несколько причин почему двигатель может глохнуть при отпускании педали газа. Не только при торможении двигателем, но и просто во время переключения передач или движения накатом. Подробно о них см. «Карбюраторный двигатель глохнет при сбросе газа, причины».
Еще статьи по неисправностям двигателей автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099
— Шесть признаков скорого капитального ремонта двигателя автомобиля
— Проверка компрессии в двигателе автомобиля при помощи пальца
— Почему появляется течь сальников коленчатого вала двигателя?
— Двигатель глохнет при нажатии на педаль тормоза, почему?
— Что стучит под клапанной крышкой двигателя автомобиля?