Рассмотрим особенности установки головки блока цилиндров двигателя 21083 (1,5 л, 8 клапанов) автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099.
Что бы при самостоятельном выполнении этой работы знать что к чему и не совершить какой-либо ошибки. Цена которой может быть достаточно высока. Например, в случае неправильной установки прокладки головки, ремонт двигателя с заменой запчастей придется начинать заново.
Особенности снятия головки блока с двигателя 21083 нами были рассмотрены в отдельной статье на нашем сайте: «Как снять головку блока двигателя 21083 автомобилей ВАЗ?». Теперь же настало время установить ее обратно.
Необходимые инструменты, приспособления и запчасти
Прокладка головки блока двигателя 21083. Ее номер 21083-1003020. Она идет с уже нанесенным на нее герметиком.
Две прокладки под впускной или выпускной коллектор двигателя. Их каталожный номер 21083-1008081 (21083-1008081-10, 21083-1008081-14).
Шестигранник на 10 мм для заворачивания болтов крепления головки блока.
Накидной ключ или головка на «10».
Накидной ключ или головка на «13».
Высокая головка на «13» или аналогичный трубчатый ключ.
Динамометрический ключ.
Автомобильный герметик.
Подготовительные работы
Привалочные поверхности головки блока и блока цилиндров тщательно зачищаем от грязи, масла и остатков прокладки.
Производим очистку отверстий в блоке цилиндров под болты крепления головки.
Так же зачищаем привалочные поверхности головки блока и впускного и выпускного коллекторов.
Проверяем длину болтов крепления головки блока. Если она больше 135,5 мм, то заменяем их новыми.
Установка головки блока цилиндров двигателя 21083 (1,5 л), особенности
1. Устанавливаем новую прокладку головки блока двигателя 21083.
Кладем прокладку на блок цилиндров. Она должна лечь ровно и своими крайними отверстиями четко сесть на направляющие (центрирующие) втулки по краям блока цилиндров.
2. Устанавливаем головку на блок цилиндров.
Перед установкой выставляем поршни во всех цилиндрах в среднее положение.
Устанавливаем головку блока на блок цилиндров. Она так же должна сесть своими крайними отверстиями на направляющие втулки блока. См. фото в начале статьи.
3. Производим затяжку болтов крепления головки блока.
Затягиваем болты крепления головки при помощи динамометрического ключа в несколько проходов. От центра к краям.
Можно обойтись и без динамометрического ключа, но, в таком случае есть риск либо неплотно прижать прокладку, либо прижать ее неравномерно. И тогда головку при нагреве двигателя поведет.
Первый проход — затягиваем болты моментом 20 Н.м (2,0 кгс.м).
Второй проход — затягиваем болты моментом 69,4 — 85,7 Н.м (7,1 — 8,7 кгс.м).
Третий проход — доворачиваем болты на 90°.
Четвертый проход — доворачиваем болты еще на 90°.
4. Присоединяем к головке блока все что было снято с нее при демонтаже.
Устанавливаем на место впускной и выпускной коллекторы двигателя. Момент затяжки гаек крепления впускного и выпускного коллектора 21-26 Н.м.
Устанавливаем обратно распределительный вал.
Перед установкой половинок корпуса подшипников наносим тонкий слой герметика на место контакта передней и задней половинок корпуса и привалочной поверхности головки блока, в районе сальника распредвала трамблера.
Перед укладкой распредвала в постели смазываем моторным маслом его кулачки и и опорные шейки.
Устанавливаем распределительный вал так, чтобы кулачки на первом цилиндре смотрели вверх.
Затяжку гаек крепления корпуса подшипников распредвала производим в несколько проходов в определенной последовательности (от середины к краям), момент затяжки 18,4-22,6 Н.м (1,9-2,3 кгс.м).
Если этого не соблюдать корпус подшипников может треснуть.
Устанавливаем обратно привод ГРМ двигателя. Проверяем натяжение ремня привода и совмещение установочных меток.
Регулируем тепловые зазоры клапанов.
Устанавливаем клапанную крышку.
Присоединяем иные снятые детали.
Заливаем тосол (антифриз).
Все, установка головки блока двигателя 21083 (2108, 21081) полностью завершена. Осталось завести двигатель и проверить не потечет ли что-нибудь из под нее. Если течь моторного масла или антифриза имеется, либо они попадают в камеры сгорания, придется переделывать всю работу заново. И искать причину возникшей неисправности.
Примечания и дополнения
— Прокладка головки блока цилиндров двигателя 21083 одноразовая и повторному использованию не подлежит.
— Аналогичным образом производится замена прокладки головки блока на других восьми клапанных двигателя автомобилей ВАЗ.
Еще статьи по ремонту двигателя 21083 автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099
— Выпускной коллектор двигателя 21083 ВАЗ 21083, 21093, 21099
— Как понять, что нужно регулировать клапана двигателя?
— Замена прокладки головки блока цилиндров двигателя 21083
— Что такое сапун двигателя автомобиля?