Почему сцепление схватывает в самом низу (при его отпускании)

Почему сцепление автомобиля схватывает в самом низу (при ее отпускании)?Попробуем разобраться в причинах неисправности, когда сцепление схватывает (срабатывает) в самом низу — в самом начале хода педали при ее отпускании.

А так же определим, можно ли что-то сделать чтобы вернуть момент его срабатывания ближе к середине хода педали.

В качестве примера используем сцепление автомобиля ВАЗ 21083 (21093, 21099) как типичное по конструкции и принципу действия для автомобилей ВАЗ, рассматриваемых на нашем сайте.

Признаки неисправности

При отпускании педали сцепления, например, во время трогания автомобиля с места, момент его срабатывания (схватывания) находится в самом низу, хотя должен быть ближе к середине хода педали. Автомобиль может дергаться, тронуться с места становится затруднительно.

Переключение передач затруднено, так как оно должно происходить при полностью выключенном сцеплении, а малый ход педали не позволяет его до конца выключить.

Визуально педаль сцепления находится несколько ниже педали тормоза.

Почему сцепление схватывает в самом низу (при его отпускании)

1. Неправильно отрегулирован его привод.

Возможно привод сцепления, по причине каких-то непреодолимых обстоятельств, был отрегулирован весьма приблизительно. Без четкого соблюдения требований к этой работе и точного расчета рабочего хода его педали. Например, если не до конца была затянута регулировочная гайка. В результате педаль опустилась немного ниже и сцепление стало схватывать (срабатывать) в самом низу.

2. Заедание тросика привода в оболочке или его вытягивание.

Со временем, тросик привода может износится, имеющиеся в нем проволоки разлохмачиваются, что сильно затрудняет его перемещение в оболочке. В итоге при нажатии на педаль сцепление полностью не выключается (ведет) попутно возможны рывки при его работе.

трос сцепления замена
Трос привода сцепления ВАЗ 21083 (21093, 21093)

Аналогичная проблема возникнет если тросик немного вытянется.

3. Неисправна нажимная демпферная пружина «корзины» сцепления.

Возможно имеет место сильный износ концов лепестков пружины в месте контакта их с выжимным подшипником. Что так же сказывается на величине рабочего хода педали сцепления и на перемещении момента схватывания вниз.

кольцевая выработка
Кольцевой износ на лепестках нажимной пружины «корзины» сцепления
Что делать если сцепление схватывает в самом низу?

Для начала нужно просто проверить правильность его регулировки. А именно величину рабочего хода педали сцепления.

Максимально допустимый рабочий ход педали сцепления автомобилей ВАЗ 2108,21081, 21083, 2109, 21091, 21093, 21099 – 150-160 мм, а в норме должен составлять 125-135 см. Это разница значений расстояния от площадки педали до пола под ногами водителя при нажатой педали и отпущенной.

замеряем расстояние при нажатой педали сцепления
Расстояние от пола под ногами водителя до нижнего края педали сцепления, когда она нажата до упора — сцепление «выключено»

Измерить его можно при помощи рулетки.

расстояние от края педали до пола автомобиля
Расстояние от нижнего края отпущенной педали сцепления до пола под ногами водителя измеренное при помощи рулетки

Разница этих измеренных расстояний и будет рабочим ходом педали сцепления. Если оно меньше 125-135 мм, то сцепление будет схватывать внизу.  В самом начале хода педали при ее отпускании.

В большинстве случаев устранить неисправность и снизить момент срабатывания можно просто покрутив регулировочную гайку.

Вращаем регулировочную гайку по часовой стрелке одним ключом, придерживая контргайку другим. Для увеличения хода педали сцепления (педаль будет подниматься) вращаем гайку по часовой стрелке, для уменьшения ее хода (педаль будет опускаться к полу) вращаем против часовой стрелки.

В нашем случае вращаем регулировочную гайку по часовой стрелке, что бы педаль немного поднялась (приблизительно до уровня педали тормоза).

вращаем регулировочную гайку
Вращение регулировочной гайки — регулировка привода сцепления

Подробности и особенности регулировки привода сцепления см. в статье на нашем сайте: «Регулировка сцепления ВАЗ 2108, 2109, 21099».

Если же и после проведения регулировки момент схватывания сцепления все же остался низким, либо сначала вроде бы удалось устранить неисправность, а буквально через пару-тройку дней сцепление опять стало схватывать в самом низу, то скорее всего пришла пора заменить трос привода сцепления или даже заменить корзину сцепления на новую.

Примечания и дополнения

— Проверять и при необходимости регулировать рабочий ход педали сцепления на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 и их модификациях, согласно технического регламента, необходимо раз в 30.000 км пробега. Но на автомобилях с большим пробегом желательно проводить проверку почаще, либо при появлении признаков неисправности.

— Что происходит со сцеплением если оно схватывает слишком низко при отпускании педали?

При отпущенной педали сцепления оно постоянно включено. После нажатия на педаль, усилие передается через тросик и вилку на выжимной подшипник, который давит на лепестки нажимной пружины «корзины». Пружина воздействует на ведущий диск, который перестает прижимать ведомый к рабочей поверхности маховика. Передача крутящего момента от двигателя на коробку передач прерывается. Можно переключать передачи.

сцепление выключено
Сцепление ВАЗ 2108, 2109, 21099 полностью выключено — педаль нажата, ведомый диск свободен

Когда момент схватывания сцепления слишком низкий и оно срабатывает в самом низу, значит рабочий ход педали меньше нормы и сцепление не полностью выключается. Ведомый диск при этом недостаточно отходит от маховика переключение передних передач будет затруднено, а задняя вообще может включаться с хрустом и треском.

Еще статьи по сцеплению автомобилей ВАЗ

— Выжимать сцепление при пуске двигателя или нет?

— Проверка работы сцепления автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Как определить, что пришла пора менять сцепление на автомобиле?

— Устройство и принцип действия сцепления автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Сцепление схватывает в конце хода педали (при ее отпускании)

— Резкое сцепление при плавном отпускании педали, причины

Подписывайтесь на нас!
Twokarburators-Vk
Twokarburators-Ok
Twokarburators-Telegram
Twokarburators-Dz

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *