В процессе эксплуатации автомобиля иногда возникает необходимость отрегулировать привод сцепления.
Происходит это потому, что со временем ход педали изменяется в результате естественного эксплуатационного износа трущихся деталей сцепления (ведомый и ведущий диски, поверхность маховика) и (или) вытягивания его тросика.
В другом случае необходимость в регулировке привода сцепления может возникнуть из-за предыдущей неправильной его регулировки. Либо после замены сцепления.
Возможен как уменьшенный рабочий ход его педали, так и увеличенный. В результате возникают неисправности в работе привода — сцепление начинает «буксовать» или «вести», затрудняется переключение передач, появляются рывки при трогании с места повышается расход топлива и т. д.
Подробнее о неисправностях сцепления автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 можно узнать на странице нашего сайта «Неисправности сцепления автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099», о проверке его работоспособности — «Проверка работы сцепления автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099».
Здесь же рассмотрим несложную регулировку привода сцепления (рабочего хода педали сцепления) на автомобилях ВАЗ 2108, 21081, 21083, 2109, 21091, 21093, 21099.
Необходимые для регулировки сцепления ВАЗ 2108, 2109, 21099 инструменты
— Рулетка с хорошо читаемой шкалой
— Два рожковых ключа на 17 мм
Подготовительные работы
— Фиксируем автомобиль (подкладываем упоры под колеса)
— Снимаем аккумуляторную батарею (можно не снимать, но со снятой АКБ проводить регулировку удобней)
— Несколько раз нажимаем на педаль сцепления
Проверка рабочего хода педали сцепления
Измерим рабочий ход педали сцепления автомобиля. Перед этим сдвигаем назад коврик на полу автомобиля, чтобы измерения были точнее.
1. Измеряем рулеткой расстояние от пола автомобиля до нижнего края педали сцепления.
На изображении показано как это лучше всего сделать.
Должно получиться приблизительно 18-20 см.
2. Нажимаем на педаль сцепления рукой до упора и измеряем расстояние от пола до нижнего края педали.
Должно получиться 6-7 см.
3. Вычитаем из 18-20, 6-7, получается 13-14 см.
Это является нормой для полного рабочего хода педали сцепления автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 и их модификаций. Во многих руководствах по ремонту указывается размер рабочего хода 12,5-13,5 см, что так же очень близко к нашему измерению.
Если ход педали сцепления отличается в большую, либо меньшую сторону необходимо провести регулировку привода сцепления.
Регулировка привода сцепления на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099
Регулировочная гайка привода сцепления находится в моторном отсеке автомобиля на оболочке троса привода, вставленной в специальный кронштейн, закрепленный на картере коробки передач. От отворачивания ее защищает расположенная там же контргайка.
1. Ослабляем контргайку.
Придерживая одним ключом на 17 мм регулировочную гайку, другим ключом на 17 мм отпускаем на несколько оборотов контргайку.
2. Вращаем регулировочную гайку.
Вращаем регулировочную гайку по часовой стрелке одним ключом, придерживая контргайку другим – это для увеличения хода педали сцепления (педаль будет подниматься) или против часовой стрелки, для уменьшения ее хода (педаль будет опускаться к полу).
Насколько уменьшать или наоборот увеличивать ход педали определяем исходя из результатов проверки описанной выше.
3. Слегка затягиваем контргайку.
Можно от руки.
4. Проводим проверку.
Нажимаем несколько раз на педаль сцепления и проводим еще раз проверку. Если полученная цифра не укладывается в норму, проводим регулировку еще раз. И так до тех пор, пока не добьемся требуемого результата.
5. По окончании регулировки затягиваем контргайку.
Придерживаем одним ключом регулировочную гайку, другим затягиваем контргайку.
Примечания и дополнения
— При правильно отрегулированном сцеплении его педаль должна находиться приблизительно на одном уровне с педалью тормоза.
Максимально допустимый рабочий ход педали сцепления автомобилей ВАЗ 2108,21081, 21083, 2109, 21091, 21093, 21099 – 16 см.
— Если после регулировки сцепления появился шум при его работе см. «Откуда появляется шум при работе сцепления автомобиля?».
— Регулировка привода сцепления автомобилей ВАЗ 2113, 2114, 2115 производится аналогично, хотя и с некоторыми особенностями. См. «Регулировка сцепления автомобиля ВАЗ 2114 (2113, 2115)».
Еще статьи по автомобилям ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Замена троса сцепления на ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Почему возникают рывки при работе сцепления
— Признаки (симптомы) пробуксовки сцепления автомобиля
— Устройство и принцип действия сцепления ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Ведомый диск сцепления автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Выжимать сцепление при пуске двигателя или нет?