Сцепление автомобилей ВАЗ 2108, 21081, 21083, 2109, 21091, 21093, 21099 во включенном состоянии (при отпущенной педали) не должно «пробуксовывать», без потерь передавать крутящий момент от двигателя к трансмиссии.
Если нажать педаль сцепления, то оно должно полностью отключать трансмиссию от двигателя. Включение сцепления при трогании и переключении передач должно быть плавным без рывков и дерганья.
Сцепление автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 и их модификаций довольно надежное. В процессе эксплуатации особых проблем не создает.
Его обслуживание сводится к периодической проверке и регулировке тросового привода (раз в 15.000 км пробега), замене ведомого диска и выжимного подшипника (на пробеге около 100.000 км). Конечно, манера езды и тяжелые режимы эксплуатации автомобиля могут сократить эти сроки в разы. О неисправности сцепления на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 можно судить по явно ощутимым признакам. Рассмотрим основные неисправности сцепления автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099, их признаки и причины.
Неисправности сцепления автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
1. Сцепление «ведет».
Водитель выключает сцепление нажатием на педаль, для включения-выключения передач. В этом случае нажимной подшипник воздействует на лепестки демпферной (нажимной) пружины «корзины» сцепления. В результате ведущий (нажимной) диск перестает прижимать ведомый диск к маховику. Передача крутящего момента от маховика двигателя на первичный вал коробки передач прерывается. Передачи при этом должны включаться легко, четко без затруднений. В противном случае (передачи переднего хода включаются с трудом, задняя с хрустом и треском) сцепление не полностью выключается («ведет»), ведомый диск остается немного зажатым между нажимным диском и маховиком.
Момент схватывания сцепления может переместится ниже и оно будет срабатывать в самом низу, в начале хода педали при ее отпускании.
Причинами этой неисправности в большинстве случаев являются:
— не отрегулированный привод;
— повреждение или заедание троса привода сцепления;
— износ или поломка ведущего диска и т. д.
Подробнее см. «Сцепление «ведет», причины».
2. Сцепление «буксует».
При отпущенной педали сцепление будет включено. То есть нажимной диск прижимает ведомый к маховику и крутящий момент передается от маховика на первичный вал коробки передач. Сцепление постоянно включено на холостом ходу, в движении с включенной передачей, при движении «накатом». Если по каким-то причинам ведущий диск не до конца прижимает ведомый к маховику, сцепление будет пробуксовывать («буксовать»), ведомый диск будет проскальзывать относительно маховика. Передача крутящего момента будет прерывистой и недостаточной. Особенно это заметно при движении в гору, когда водитель жмет на «газ», двигатель ревет, набирает обороты, но ускорение автомобиля слабое или с некоторой задержкой. Причины этой неисправности следующие:
— не отрегулирован привод сцепления;
— износ или замасливание ведомого диска;
— заедание троса привода и т. д.
Подробнее см. «Пробуксовывает «буксует» сцепление на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099, причины, устранение неисправности».
3. Рывки или удары в трансмиссии при трогании автомобиля с места.
Основными причинами резкого включения сцепления, рывков и стуков в трансмиссии автомобиля при трогании с места, связанными со сцеплением, являются:
— поломка ведомого диска сцепления (сильный износ накладок, ослабление их крепления, замасливание их поверхностей, износ или поломка демпферных пружин или окон под них);
— задиры на рабочих поверхностях маховика или нажимного диска;
— заедание троса привода сцепления;
— заедание ступицы ведомого диска на шлицах первичного вала коробки передач.
Подробнее: «Почему возникают рывки при работе сцепления».
4. Шум при выключении сцепления.
Если при нажатии на педаль сцепления слышен негромкий шум или шелест, скорее всего, вышел из строя выжимной подшипник или срок окончания его эксплуатации уже близок. Желательно сразу поменять выжимной, так как при его заклинивании включение передач будет сильно затруднено, при этом износ лепестков нажимной пружины «корзины» сцепления в месте контакта с подшипником будет очень быстрым. Дешевле сразу поменять подшипник, чем потом и подшипник и «корзину».
Подробности проблемы с шумом: «Откуда появляется шум при работе сцепления автомобиля?».
5. Шум при включении сцепления.
Шум в районе коробки передач при отпускании педали сцепления чаще всего свидетельствует об износе или поломке ведомого диска (износ, деформация, ослабление крепления его накладок, поломка демпферных пружин) либо об ослаблении крепления коробки передач к двигателю.
При выявлении неисправностей сцепления, которые невозможно устранить регулировкой придется провести его замену. См. «Замена сцепления автомобиля ВАЗ 2108, 2109, 21099».
Примечания и дополнения
— Помимо неисправного выжимного подшипника сцепления посторонний шум может издавать подшипник первичного вала в коробке передач. Он может прослушиваться на холостом ходу (педаль сцепления не нажата).
— Как правильно и быстро отрегулировать привод сцепления см. «Регулировка привода сцепления на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099».
Еще статьи по ремонту автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Проверка работы сцепления на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Ведомый диск сцепления автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Как «сжечь» сцепление на автомобиле?
— Сцепление схватывает в конце хода педали (при ее отпускании)
— Замена подшипника ступицы заднего колеса на автомобиле ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Выжимать сцепление при пуске двигателя или нет?
Пружина на вилку выключения сцепления ставилась на автомобилях ВАЗ 2108, 2109 до 1987 года выпуска. Там сцепление несколько иной конструкции (другой выжимной подшипник и пр.). У рычага вилки того сцепления должен быть свободный ход в пределах 3,5 мм (проверяется рукой.) У вас сцепление обычное, поэтому уберите пружину с вилки. Возможно затрудненное переключение передач у вас из-за этого (сбивается регулировка).
Если привод переключения передач не ремонтировали до этого (не рассоединяли), то он не может являться причиной затрудненного переключения.
Попробуйте снять пружину, отрегулировать сцепление и проверить снова как включается задняя.
Здравствуйте. Автомобиль ВАЗ 2109 1991 г.в. и вопрос такой: на вилке выключения сцепления должна быть возвратная пружина или нет? Ушко под пружину есть, на картинках-схемах пружины нет. Когда машину покупал три года назад пружины не было, потом купил поставил её, ничего в принципе не изменилось, только педаль стала туже, но это дело привычки(уже не замечаю). Теперь вот появилась такая проблема: задняя передача стала включаться со скрежетом и с первого раза можно не включить(неважно прогретая коробка или нет), на рычагом туда-сюда попадать(масло в КПП осенью менял, масло есть полно по уровню). Вчера пробовал на заглушенном холодном двигателе двигателе включать заднюю — тоже включается с трудом, как будто зуб на зуб попадает, сцепление выжимаешь не выжимаешь это не влияет. Вопрос: сцепление здесь не виновато? Или смотреть привод переключения передач? Остальные передачи включаются нормально, но там синхроны правда есть. Многие пишут, что это болезнь со скрежетом включения заднего хода и почти не лечится.
Живу в г.Ейск, Краснодарского края, занимаюсь ремонтом авто много лет, но такой случай впервые, может ещё у кого-то было? Пригнали на ремонт ВАЗ-21099 — ведёт сцепление. Отрегулировал привод, через несколько дней та же история. Заменил корзину, диск, выжимной, трос, отрегулировал. Опять несколько дней и начинает вести….
В итоге оказалось, что треснул металл кузова, там где трос проходит из салона в моторный отсек, кузов пружинит при выжиме и сцепление ведёт! Придётся всё разбирать и варить….