Просто взглянув на выхлопную трубу глушителя автомобиля можно довольно точно оценить состояние его двигателя.
Разберем несколько наиболее «популярных» способов проверки состояния двигателя по выхлопной трубе глушителя которые могут пригодится при самостоятельном ремонте или при покупке автомобиля.
Способы диагностики двигателя по выхлопной трубе глушителя
1. Диагностика двигателя по наличию и цвету отработанных газов.
Если двигатель автомобиля исправен, допускается наличие небольшого белого дыма во время его прогрева. В холодное время года белого дыма может быть больше, так как испаряется конденсат. По мере повышения температуры дымление пропадает.
Но, возможно охлаждающая жидкость попадает в камеры сгорания, либо напрямую в систему смазки, через трещины в блоке, головке двигателя, прогоревшую прокладку между головкой и блоком.
Внешними признаками этой неисправности, помимо белого дыма из выхлопной трубы, являются:
— постоянное падение уровня ОЖ в расширительном бачке;
— нестабильные обороты холостого хода;
— бурление газов в расширительном бачке на прогретом двигателе;
— масляная пленка на поверхности ОЖ в расширительном бачке;
— свеча в «пробитом» цилиндре будет более чистая;
— пенный, синеватый налет на пробке маслозаливной горловины;
— постоянный перегрев двигателя;
— после стоянки двигателя эмульсионный белый налет на щупе поверх масла.
Если дым из глушителя черный (темно-серый).
Из выхлопной трубы автомобиля выходит черный, либо темно-серый дым. Дымление может быть разной степени от сильного, до слабого. Такое возможно если имеется значительное переобогащение топливной смеси или изношена поршневая группа. При таких неисправностях нарушается горение топливной смеси в камерах сгорания. Она сгорает не полностью, выбрасывается в глушитель, где и догорает выделяя черный дым.
Если дым из глушителя сизый (темно-синий).
Практически всегда синий дым свидетельствует о наличии ненормального количества масла в камерах сгорания двигателя. Все нюансы появления синего (сизого) дыма (например, на холодную дымит, на горячую нет и наоборот) так или иначе связаны с несгоревшим моторным маслом.
Синий (сизый) дым из глушителя появляется если изношены маслосъемные колпачки на клапанах, неисправна поршневая (маслосъемные кольца перестали снимать масло со стенок цилиндров) или засорена система вентиляции картера двигателя. См. «Почему моторное масло попадает в камеры сгорания двигателя?».
2. Диагностика двигателя по хлопкам из глушителя.
Во время работы исправного двигателя на холостом ходу звук выхлопа будет ровный и «мягкий».
Для проведения диагностики необходимо прогреть двигатель до рабочей температуры и оставить его работать на холостом ходу. После чего нужно послушать звук с которым выходят отработанные газы из глушителя. Для более точной диагностики можно поднести руку к отверстию выхлопной трубы.
Если хлопки из выхлопной трубы равномерные, то скорее всего не работает одна свеча зажигания (на ней нет искры), слишком низкая компрессия в этом цилиндре, имеется подсос воздуха, не работает одна форсунка (если двигатель инжекторный).
В ситуации, когда при выходе отработанных газов из выхлопной трубы периодически (через разные промежутки времени) слышны хлопки, то скорее всего отключение одного из цилиндров происходит время от времени, а так он все же работает. Причинами такой проблемы могут быть свечи зажигания, на которых из-за нагара на электродах или неправильного зазора искра то есть, то нет.
Так же возможно есть утечка тока по элементам высоковольтной части системы зажигания, либо загрязнены распылители форсунок (инжектор) или нарушена подача топлива через карбюратор. См. «Диагностика двигателя автомобиля по хлопкам из глушителя».
3. Диагностика двигателя по цвету отверстия выхлопной трубы глушителя.
Если двигатель исправен — цвет стальной, либо коричневатый. Если нет, то имеются черные, либо черно-маслянистые отложения.
4. Диагностика двигателя по воде, текущей из выхлопной трубы.
Иногда во время работы двигателя автомобиля на холостом ходу или после остановки автомобиля из выхлопной трубы глушителя капает или даже подтекает вода. Часто такое подтекание сопровождается небольшим белым дымом.
В большинстве случаев наличие воды в системе выпуска отработанных газов объясняется конденсацией холодного воздуха в разогретой банке глушителя и (или) резонатора. В жаркую погоду до прямого вытекания воды из выхлопной трубы может не дойти, а вот при более низких температурах и при повышенной влажности воздуха такое явление имеет место быть. Неисправностью это не является.
Отработанные газы инжекторного двигателя расщепляет и нейтрализует катализатор. Они проходят через поры катализаторного блока в результате чего, за счет химических реакций, оксид углерода, содержащийся в газах, превращается в углекислый газ, несгоревшие углеводороды превращаются в водяной пар (который мы и наблюдаем в виде воды и белого дыма), а оксиды азота восстанавливаются до безвредного азота. Степень такой очистки может достигать 90-95 процентов.
Так что, если из выпускной системы инжекторного двигателя льется вода — признак исправно работающего катализатора.
В другом случае, особенно, когда течь воды сопровождается сильным дымлением (белый дым), стоит задуматься о том, что не «пробило» ли прокладку головки блока и не попадает ли тосол в камеры сгорания.
5. Диагностика двигателя по запаху выхлопных газов.
Если топливная смесь, на которой работает двигатель переобогащена или поршневая изношена, из глушителя будет идти устойчивый запах бензина. Если в камеры сгорания попадает моторное масло из выхлопной трубы будет пахнуть перегоревшем маслом. Если в камеры сгорания попадает охлаждающая жидкость, то появится сладковатый запах тосола (антифриза). Что бы лучше понять чем пахнет из глушителя можно поднести к нему руку или лист бумаги и потом понюхать. См. «Проверка исправности двигателя автомобиля листом бумаги».
Примечания и дополнения
— Практически всегда, в случае неисправности двигателя, имеется сочетание нескольких признаков. Например, черный дым и хлопки из выхлопной трубы.
Еще статьи по диагностике двигателя автомобиля
— Проверка компрессии в двигателе автомобиля при помощи пальца
— Проверка износа или залегания поршневых колец двигателя
— Три способа проверки герметичности клапанов двигателя
— Шесть признаков скорого капитального ремонта двигателя автомобиля