Выход из строя втягивающего реле стартера не позволит просто так взять и запустить двигатель автомобиля.
Запуск, в таком случае, возможен только «с толкача».
Попробуем разобраться, как можно отремонтировать неисправное втягивающее (тяговое) реле стартера. Что бы стартер снова заработал в обычном режиме.
Сразу следует сказать, что отремонтировать втягивающее реле приведенным ниже способом удается далеко не всегда. Иногда, просто конструктивные особенности этого реле, не позволяют проделать с ним такую процедуру. В большинстве случаев неисправное реле все же придется заменить на новое. Но, попытаться попробовать отремонтировать его все же стоит.
На примере втягивающего реле стартера 21.3708, что ставился на автомобили ВАЗ 2108, 2109, 21099 и их модификации рассмотрим способ ремонта, который должен наверняка помочь при износе или подгорании контактных болтов втягивающего реле. Что на автомобилях с большим пробегом довольно частое явление.
Для проведения ремонта нам понадобится ключ на «13» (накидной или головка с воротком).
Для начала пару слов о работе втягивающего реле стартера и о его неисправности, при которой может помочь такой ремонт.
Как работает и как чаще всего выходит из строя втягивающее реле стартера?
При подаче напряжения, в обмотках втягивающего реле создается тяговое усилие (10-12 кгс), которое перемещает расположенный внутри него якорь. Якорь втягивается и перемещает шток с контактной пластиной, которая замыкает контактные болты (к верхнему постоянно подведен ток от АКБ, нижний является выводом обмоток статора самого стартера).
Замыкание контактных болтов пластиной при срабатывании тягового реле сопровождается щелчком (реле щелкает). При втягивании якоря работает втягивающая обмотка реле, при удержании якоря во втянутом положении, для обеспечения работы стартера, вступает в действие удерживающая обмотка реле.
Если же контактные болты подгорели или изношены в месте контакта с пластиной, то никакого замыкания не произойдет. И электрический ток на сам стартер не поступит. И он не будет крутить. Водитель, повернув ключ в замке зажигания в положение «Стартер», в ответ не услышит ни чего. Не будет щелчка от замыкания контактной пластины и контактных болтов.
Как определить, что неисправно именно втягивающее реле стартера?
Для быстрой проверки исправности реле можно сделать следующее. При помощи отвертки замыкаем выводы тягового реле стартера. При этом рукоятка отвертки должна не пропускать электрический ток. Касаться ею нужно строго двух выводов, но не «массы».
Наблюдаем за стартером. Если он стал крутить, то неисправно тяговое реле, либо цепь включения стартера. Если стартер не работает, то скорее всего неисправен он сам (короткое замыкание или обрыв обмоток, износились щетки, загрязнен или изношен коллектор и пр.). См. «Быстрая проверка исправности стартера».
Так же существует несколько косвенных признаков при наличии которых водитель может предварительно понять, что со втягивающем реле что-то не то. См. «Признаки неисправности втягивающего реле стартера автомобиля».
Если установлено, что втягивающее реле вышло из строя, то его придется заменить на новое, заведомо исправное или попытаться отремонтировать.
Как отремонтировать втягивающее реле стартера?
При возникновении такой неисправности обычно заменяют втягивающее реле стартера целиком. Но мы пойдем другим путем.
Снимаем стартер с двигателя автомобиля. Для этого, на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099, придется ключом на «13» отвернуть три гайки его крепления к картеру сцепления.
Демонтируем втягивающее реле со стартера. Для этого отсоединяем от него силовой провод, идущий с обмоток стартера. И, отвернув два винта крепления, снимаем его со стартера.
Производим ремонт. Ослабляем затяжку гаек крепления контактных болтов втягивающего реле. И отворачиваем их на 5-6 мм. Делаем это, опять же, при помощи ключа на «13». Проворачиваем болты вокруг своей оси. Либо на 180, либо на 90 градусов. Закрепляем их гайками крепления. См. фото в начале статьи.
Теперь головки контактных болтов, при срабатывании реле, будут соприкасаться с контактной пластиной не подгоревшими (не разрушенными) частями. Контакт восстановится и электрический ток снова, беспрепятственно, побежит через реле на обмотки стартера. И тот заработает.
Устанавливаем втягивающее реле обратно на стартер.
Проверяем работу стартера с отремонтированным реле.
Проверяем работу стартера без установки его на двигатель автомобиля. Если стартер заработает как положено, то далее установим его на двигатель и продолжим эксплуатацию автомобиля.
Для проверки кладем стартер на двигатель. Это будет «масса». Присоединяем, заранее заготовленный, толстый провод одним концом к плюсовому выводу аккумуляторной батареи, а другим на верхнюю клемму втягивающего реле стартера. Это будет «плюс».
Присоединяем тонкий, заранее заготовленный, провод одним концом так же к плюсовому выводу АКБ. Другим концом касаемся вывода обмоток втягивающего реле стартера.
При касании стартер должен сработать. При чем срабатывание должно быть резким и мощным. Сначала должен быть щелчок втягивающего, а потом внезапное выбрасывание бендикса вперед и энергичное прокручивание шестеренки привода.
Если все так, то стартер исправен. Если же он не крутит или крутит вяло, проверяем сам стартер без втягивающего, что бы локализовать возможную неисправность.
Для этого касаемся толстым проводом нижней клеммы втягивающего реле стартера (так мы исключим втягивающее из электрической цепи). Исправный стартер должен сработать. То есть энергично прокрутить шестеренку бендикса без выбрасывания ее вперед (втягивающее ведь у нас при такой проверке не работает). Если и в этом случае стартер не крутит как надо, то разбираем его и проводим полную проверку. Так возможно у него стерлись щетки или загрязнен коллектор якоря, или «пробиты» обмотки. Либо имеется сразу несколько проблем.
Если в ходе проверки установлено, что не работает только втягивающее реле, заменяем его на новое. Его каталожный номер, для стартера 29.3708 — 2108-3708805.
Примечания и дополнения
— Помимо неисправности самого втягивающего реле стартер может не подавать признаков жизни еще в нескольких случаях. Например, если электрический ток не поступает на реле. Например, когда.
— Полностью разряжена аккумуляторная батарея.
— Сильно окислены выводы аккумуляторной батареи.
— Неисправно реле стартера на щитке моторного отсека (окислились его выводы или «обрыв» внутри реле).
— Отсоединились провода в контактной части выключателя зажигания (розовый и красный провод).
— Имеется «обрыв» в электрической цепи включения стартера.
См. «Не работает стартер автомобиля, причины неисправности».
— Помимо перечисленных выше проблем с электрикой по причине которых реле срабатывает, а стартер не крутит, возможно еще заклинивание помпы двигателя или самого двигателя. Что бы проверить так это или не так нужно попытаться провернуть коленчатый вал (на ВАЗ 2108, 2109, 21099 отверткой за зубцы маховика в лючке картера сцепления).
— Признаки неисправности втягивающего реле стартера на других моделях стартеров автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 будут аналогичны. Так как работает это реле на них так же как и на 29.3708.
Еще статьи по стартеру автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Как заставить стартер автомобиля энергичней крутить?
— Как понять, что щетки стартера вышли из строя?
— Почему стартер плохо крутит при заряженном аккумуляторе?
— Замена обмоток статора стартера автомобиля ВАЗ 2108, 2109
— Замена бендикса (привода) стартера ВАЗ 2108, 2109, 21099