Чем опасен перегрев для двигателя автомобиля?

Чем опасен перегрев двигателя автомобиля?Даже кратковременная работа сильно нагретого двигателя автомобиля на температурах превышающих рабочую температуру приводит к возникновению негативных последствий для его основных систем и механизмов.

В ряде случаев, когда перегрев случался уже не раз и не два или автомобиль долгое время эксплуатируется с неисправной системой охлаждения, последствия могут быть вообще катастрофические. Устранить все неисправности, чаще всего, не помогает даже капитальный ремонт. Приходится заменять двигатель целиком.

Рассмотрим какие последствия могут возникнуть при перегреве двигателя автомобиля, что бы знать, что можно ожидать от этой проблемы и как ее можно решить.

Чем опасен перегрев для двигателя автомобиля?

1. Происходит закоксовывание поршневых колец.

При работе двигателя автомобиля с повышенной температурой охлаждающей жидкости (ОЖ) в системе охлаждения происходит ускоренное окисление моторного масла. При этом образуется кокс и олифы. При продолжительном перегреве кокс откладывается в канавках поршневых колец в виде нагара. Нагар снижает их подвижность (кольца залегают). В таком случае падает компрессия в цилиндрах и масло перестает эффективно удаляться с их стенок.

Проверка износа или залегания поршневых колец двигателя
Залегание поршневых колец в забитых нагаром канавках на поршне

Двигатель станет плохо запускаться, будет троить на холостых, жрать масло и бензин.

2. Происходит усиленный износ деталей поршневой группы.

Жидкое перегретое моторное масло не позволяет создать защитную пленку нужной толщины на поршнях и цилиндрах. Плюс к этому уменьшается отвод тепла от поршня в стенки цилиндра, так как охлаждающая жидкость итак сильно перегрета. Поршень расширяется. Зазор между ним и стенками цилиндра сокращается до минимума. И он начинает непосредственно тереться о цилиндр.

Это приводит к плавлению и разрушению поршня. На нем и на стенках цилиндра появляются задиры. В результате, если не заглушить двигатель, то он может запросто заклинить.

После такого перегрева возможна деформация поршней в районе их юбки. Если снова запустить двигатель, то они начнут стучать. Попутно вырастет расход масла, так как зеркало цилиндров будет повреждено.

3. Может повредится прокладка головки цилиндров.

При перегреве двигателя происходит черезмерное тепловое расширение головки блока. При этом болты ее крепления расширяются не так сильно, так как имеют иную температуру нагрева. В результате, головка с большой силой прижимает прокладку к блоку (ужимает ее).

После остывания двигателя прокладка оказывается сильно сплющена. И из-за появившейся не плотности начинает пропускать охлаждающую жидкость в камеры сгорания и масло в систему охлаждения. Либо через некоторое время прослабленные места прокладки головки блока прогорают и так же начинают пропускать жидкость и масло.

Диагностика двигателя по дыму из глушителя
Если прогорела прокладка головки блока, как минимум будет дымить из глушителя

Неисправную прокладку головки блока придется заменить «Замена прокладки головки блока цилиндров двигателя 21083».

4. Поведет привалочную плоскость головки цилиндров или блока.

Перегрев приводит к деформации головки блока и иногда привалочной поверхности самого блока цилиндров двигателя. Часто деформация появляется по оси цилиндров. Последствия этой неисправности такие же как и при прогорании прокладки. В большинстве случаев они появляются одновременно после остывания перегретого двигателя. См. «Проверка снятой головки блока двигателя на деформацию».

5. Происходит износ и повреждение клапанного механизма двигателя.

Из-за ухудшения смазки трущихся поверхностей, при перегреве, с большой скоростью начинают изнашиваться шейки и кулачки распределительного вала. Его подшипники (пастели).

Помимо этого есть риск выпадения седел выпускных клапанов. Так как при сильном нагреве прослабляется их посадка в головке блока. То же касается и направляющих втулок клапанов.

Разрушенное седло клапана может упасть в камеру сгорания и натворить там очень много нехороших дел.

Таким образом, для предотвращения возможных негативных последствий от перегрева двигателя имеет смысл периодически проводить проверку системы охлаждения двигателя. Чаще всего в запредельном повышении температуры охлаждающей жидкости бывают виноваты термостат, крышка расширительного бачка (ее клапан стравливает давление в системе) и утечка ОЖ.

Если же перегрев случился внезапно необходимо тут же заглушить двигатель что бы снизить риск повреждения деталей. И двигаться к месту ремонта на тросу или эвакуаторе.

6. Есть риск возникновения детонации.

Высокая температура охлаждающей жидкости при перегреве двигателя вызывает рост температуры сгорания топливной смеси в его камерах сгорания. После определенного значения сгорание становится аномальным (взрывным) — возникает детонация. Ударные волны от взрывов разрушают клапана, поршни, свечи. Приводят к появлению трещин в головке блока и цилиндрах двигателя.

Следует сказать, что в другом случае детонация приводит к перегреву двигателя. См. «Детонация».

Примечания и дополнения

Что может привести к перегреву двигателя автомобиля?

Недостаточное количество охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя. Это когда, например, текут шланги, трубки, помпа или радиатор системы.

Неисправность клапана пробки расширительного бачка системы.

Загрязнение радиатора.

Неисправный вентилятор радиатора или цепь его управления.

Подробнее см. «Перегревается двигатель на автомобиле ВАЗ 2108, 2109, 21099».

Еще статьи по неисправностям автомобильных двигателей

— Клапана зажаты — признаки маленьких тепловых зазоров клапанов

— Почему часто включается вентилятор радиатора, карбюратор?

— Чем опасен недостаточный прогрев двигателя автомобиля?

— На каких двигателях ВАЗ гнет клапана при обрыве ремня ГРМ?

— Что стучит в двигателе автомобиля?

— Как снять головку блока двигателя 21083 автомобилей ВАЗ?

Подписывайтесь на нас!
Twokarburators-Vk
Twokarburators-Ok
Twokarburators-Telegram
Twokarburators-Dz

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *