Карбюраторный двигатель долго запускается, причины

Карбюраторный двигатель долго запускается, причины неисправности
Если зазоры клапанов больше или меньше нормы двигатель будет долго запускаться

Большинству владельцев автомобилей с карбюраторным двигателем знакома ситуация, когда двигатель автомобиля слишком долго запускается или запускается только со второй или третьей попытки.

Хотя, в идеале, вроде бы должен сразу схватывать. Попробуем разобраться в причинах этой неисправности на примере карбюраторного двигателя 21083 (1,5 л) с карбюратором Солекс 21083, автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099. Попутно рассмотрим основные рекомендации по ее устранению.

Карбюраторный двигатель долго запускается, причины

1. Карбюратор приготавливает либо слишком бедную, либо слишком богатую топливную смесь.

Для четкого пуска холодного двигателя нужна обогащенная топливная смесь, для пуска прогретого (горячего) достаточно ее оптимального состава (1 кг бензина/15 кг воздуха). Если эти условия не соблюдаются и карбюратор приготавливает для запуска двигателя автомобиля либо излишне переобогащенную, либо слишком обедненную топливную смесь, то двигатель будет запускаться долго или станет запускаться только с нескольких попыток.

За состав топливной смеси на режиме пуска холодного двигателя отвечает пусковое устройство (ПУ) карбюратора и уровень топлива в поплавковой камере. За пуск прогретого двигателя отвечает главная дозирующая система (ГДС) первой камеры и опять же уровень топлива.

Поэтому если долго запускается холодный двигатель проверяем работу пускового устройства, а именно, чтобы полностью закрывалась воздушная заслонка карбюратора и была целой диафрагма в его корпусе.

Воздушная заслонка карбюратора приоткрывается на пусковой зазор
Воздушная заслонка карбюратора при пуске холодного двигателя должна автоматически приоткрыться на небольшой пусковой зазор для обеспечения доступа воздуха, иначе зальет свечи

Если долго или с нескольких попыток запускается горячий двигатель, то проверяем полноту открытия воздушной заслонки при утопленном до отказа подсосе, чистоту топливного и воздушного жиклеров ГДС первой камеры, а так же наличие засорения в топливном фильтре карбюратора.

Ну и в обеих случаях необходимо проверить правильность уровня топлива в поплавковой камере, положение в ней поплавков (поплавки не должны цепляться за стенки камеры) и работу игольчатого запорного клапана.

Параллельность поплавков Солекс
Параллельность поплавков карбюратора Солекс проверяется по оттиску на картонной прокладке его «крышки»
2. Засорена система подачи топлива в карбюратор (система питания).

Топливная система засоряется продуктами окисления ее элементов, мусором в бензине, отложениями от присадок. В первую очередь забиваются топливные фильтры (на топливозаборнике в бензобаке, фильтр тонкой очистки топлива, фильтр в бензонасосе). Подача топлива в запущенных случаях прекращается вовсе, в не особо запущенных сокращается в большей или меньшей степени. Уровень топлива в поплавковой камере падает ниже нормы, топливная смесь обедняется. Приходится долго крутить стартером коленчатый вал двигателя чтобы заполнить поплавковую камеру и подать бензин в двигатель.

Если при визуальном осмотре топливных магистралей обнаруживается что фильтр тонкой очистки топлива забит грязью и отложениями, то безальтернативно следует провести прочистку топливных магистралей и дополнительно топливного бака.

фильтр тонкой очистки топлива 2108, 2109
Фильтр тонкой очистки топлива системы питания карбюраторного двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
3. Не качает или, наоборот, перекачивает бензонасос (топливный насос).

Если не качает бензонасос, то вполне возможно, что прохудились его диафрагмы, стерся толкатель привода или неисправны клапана. При этом он перестает должным образом наполнять поплавковую камеру бензином, уровень в ней падает. Топливная смесь обедняется. А что бы запустить двигатель на обедненной смеси придется долго крутить его коленчатый вал чтобы наполнить поплавковую камеру и хоть как-то обеспечить приемлемый для запуска состав топливной смеси.

Если бензонасос перекачивает, то возможно следующее. Механический топливный насос (бензонасос) карбюраторного двигателя 21083 автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099 создает давление бензина на игольчатый запорный клапан поплавковой камеры карбюратора в пределах 0,25-0,3 кг/см². Если это давление превышается, то этот клапан перестает «держать» и в поплавковую камеру карбюратора поступает лишнее топливо, уровень в ней становится выше нормы, как следствие топливная смесь обогащается. Что, например, на режиме горячего пуска вовсе не приемлемо. Для двигателя автомобиля могут наступить разные негативные последствия связанные с переобогащением. В том числе и долгий продолжительный запуск или запуск с нескольких попыток.

В любой из этих ситуаций стоит проверить работоспособность бензонасоса и  величину выступания толкателя привода бензонасоса. И в случае необходимости отрегулировать ее.

выступание толкателя бензонасоса
Измерение величины выступания толкателя бензонасоса

Для проверки подачи топлива бензонасосом снимаем шланг с топливоподающего штуцера карбюратора, подставляем под него емкость и прокручиваем двигатель стартером. При исправном бензонасосе и топливных магистралях бензин должен выливаться из шланга мощной, непрерывной струей.

См. «Основные неисправности бензонасоса ВАЗ 2108, 2109, 21099».

4. Имеется подсос постороннего воздуха в карбюратор.

Запуск холодного двигателя проходит более-менее нормально так как топливная смесь сильно обогащается из-за прикрытой воздушной заслонки, и  «подсос» воздуха несколько компенсируется.

С запуском прогретого (полностью или частично) двигателя могут быть проблемы, так как в таком случае необходима обедненная топливная смесь (либо смесь 15/1). Для ее приготовления достаточно работы только первой камеры карбюратора. В таком случае лишний воздух сразу отклоняет состав топливной смеси в сторону еще большего обеднения. И двигатель если и запустится, то только с нажатой педалью газа или с нескольких попыток.

Для того чтобы быстро определить, есть «подсос» воздуха или нет, необходимо во время работы двигателя на ХХ накрыть его сверху ладонью. Двигатель заглох. «подсоса» нет, продолжает работать, «подсос» есть. Об особенностях этой проверки см. «Быстрая проверка «подсоса» воздуха в карбюратор».

Проверка подсоса воздуха в карбюратор
Быстрая проверка наличия подсоса постороннего воздуха в карбюратор перекрытием его доступа
5. Угол опережения зажигания не соответствует норме.

При позднем зажигании воспламенение рабочей смеси происходит когда поршень уже практически достиг верхней мертвой точки (ВМТ). Или даже когда перешел через нее. Топливо слишком поздно загорается и расширяется вслед за уходящим вниз поршнем. Как результат — давление газов на поршень недостаточное для бодрого проворачивания коленчатого вала.

В качестве бонуса нарушается сама эффективность горения так как оно должно происходить при высоком давлении в конце такта сжатия. А при позднем зажигании оно небольшое.

Поэтому завести двигатель за пару секунд при позднем зажигании довольно редко получается. А если зажигание слишком позднее, то он вообще не заведется. Стартер крутит коленчатый вал, двигатель сначала «схватывает», но потом глохнет. При прокручивании возможны хлопки и даже выстрелы в карбюратор.

Для устранения неисправности необходимо точно выставить начальный угол опережения зажигания и настроить работу центробежного и вакуумного регуляторов трамблера. См. «Как устранить позднее зажигание при работе двигателя?».

Начальный угол опережения зажигания для двигателя 21083 под 92-й бензин
Начальный угол опережения зажигания для двигателя 21083 под 92-й бензин
6. Смещены фазы газораспределения двигателя.

При снятии и установке ремня привода ГРМ двигателя автомобиля есть вероятность сместить положение коленчатого и распределительного валов относительно друг друга (сбить фазы газораспределения). В редких случаях такое так же возможно если слабо натянутый ремень самостоятельно перескакивает на пару-тройку зубцов.

При смещении фаз газораспределения поджиг топливной смеси происходит либо слишком рано, либо слишком поздно (в зависимости от того в какую сторону произошло смещение фаз). В любом случае пуска двигателя с первой попытки не получится так как будет нарушено нормальное горение смеси и соответственно получение достаточного количества энергии для запуска. При сильном смещении установочных меток валов относительно друг друга двигатель не удастся запустить вовсе.

Поэтому стоит проверить совпадение установочных меток распредвала

Признаки смещения фаз газораспределения двигателя автомобиля
Совмещение установочных меток распределительного вала

и коленчатого вала двигателя.

метка на маховике 21083
Метка на маховике и треугольный вырез в шкале градусов 21083 необходимо выставить друг напротив друга для обеспечения правильного расположения коленчатого вала

Вот пожалуй и все неисправности, приводящие к долгому запуску карбюраторного двигателя. Разве что можно еще добавить к ним утечку тока высокого напряжения на массу (например, через «пробитые» высоковольтные провода), свечи забитые нагаром и слишком низкую компрессию в цилиндрах. В таких случаях двигатель так же может долго запускаться из-за перебоев с искрой и снижения давления в конце такта сжатия.

Примечания и дополнения

— Перед выполнением диагностики перечисленных причин неисправности «двигатель автомобиля слишком долго или с нескольких попыток запускается»  для начала нужно проверить не закончился ли бензин в топливном баке. А так же стоит попробовать подкачать бензин в поплавковую камеру рычагом ручной подкачки на бензонасосе, так как оно могло попросту испариться после длительной стоянки.

Еще статьи по неисправностям карбюраторного двигателя автомобиля

— Признаки неисправности натяжного ролика ремня ГРМ

— Чем опасен недостаточный прогрев двигателя автомобиля?

— Как убрать повышенные обороты холостого хода Солекс?

— Как влияют зазоры клапанов на работу двигателя автомобиля?

— Не схватывает при запуске карбюраторный двигатель, причины

— Неисправности подсоса — привода воздушной заслонки Солекс

Подписывайтесь на нас!
Twokarburators-Vk
Twokarburators-Ok
Twokarburators-Telegram
Twokarburators-Dz

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *