Разберемся как самостоятельно убрать увеличенные больше нормы обороты холостого хода (ХХ) двигателя с карбюратором Солекс.
В качестве примера используем двигатель 21083 (1,5 л) с карбюратором Солекс 21083 автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099. У которого норма оборотов холостого хода 750-800 оборотов в минуту.
Такое увеличение оборотов чаще всего случается, после проведения регулировки ХХ винтами количества и качества, либо если в системе холостого хода (СХХ) приготавливается слишком богатая топливная смесь или когда топливо поступает в двигатель в обход СХХ.
Как самостоятельно убрать повышенные обороты холостого хода Солекс?
Перед проведением этой настройки прогреваем двигатель до рабочей температуры.
1. Выставляем воздушную заслонку в нужное положение.
На режиме холостого хода воздушная заслонка карбюратора должна быть полностью открыта и стоять строго вертикально. Если она хоть немного будет прикрыта, топливная смесь будет обогащаться из-за уменьшения объема воздуха проходящего через СХХ. Обороты ХХ сразу скаканут вверх.
Поэтому проверяем положение воздушной заслонки и при необходимости выставляем ее в нужное положение.
При утопленной рукоятке привода воздушная заслонка должна стоять строго вертикально, при вытянутой на себя — полностью, без перекосов, перекрывать сечение 1-й камеры карбюратора.
Для того чтобы воздушная заслонка четко и полностью открывалась, а так же закрывалась, необходим определенный зазор между кромкой рычага управления воздушной заслонкой и краем оболочки тяги ее привода («подсоса»).
Этот зазор измеряется не снимая карбюратор с двигателя. При измерении воздушная заслонка должна быть полностью закрыта. Величина зазора 10 мм. Для его регулировки ослабляем винт фиксатора оболочки тяги привода и смещаем ее в нужную сторону.
После установки воздушной заслонки в нужное положение обороты холостого хода могут снизится до нормы самостоятельно. Если этого не произошло, пробуем выставить их вращая винты качества и количества.
2. Пробуем понизить обороты холостого хода винтами карбюратора.
Нормальный состав топливной смеси для режима холостого хода — это обедненный. Так для простого, без нагрузки, вращения коленчатого вала достаточно минимальное количество бензина. Поэтому необходимо выставить регулировочные винты в такое положение при котором подача топливной смеси в двигатель будет минимальна.
Самым простым способом регулировки оборотов холостого хода двигателя с карбюратором Солекс (2108, 21081, 21083), а в нашем случае их снижения, является вращение винта «количества» топливной смеси.
Если вращать его против часовой стрелки обороты уменьшаются, по – увеличиваются. При вращении винта, его наконечник воздействует на рычаг оси дроссельной заслонки первой камеры карбюратора и тем самым либо приоткрывает дроссельную заслонку первой камеры карбюратора, либо, наоборот прикрывает ее. Из-за этого увеличивается или наоборот уменьшается поток воздуха, проходящий через первую камеру и разрежение в канале СХХ. Таким образом винтом «количества» регулируется объем топлива, поступающего в цилиндры двигателя. Соответственно обороты холостого хода двигателя будут, то расти, то уменьшаться.
Более точная настройка предполагает дополнительную регулировку состава топливной смеси, поступающей в цилиндры двигателя. Подробно о ней смотри в статье:
«Регулировка оборотов холостого хода двигателей с карбюраторами 2108, 21081, 21083 Солекс»
Если убрать большие обороты холостого хода вращением регулировочных винтов не удалось, то проводим еще несколько настроек карбюратора. После каждой из них пробуем отрегулировать холостой ход винтами качества и количества.
3. Снижаем уровень топлива в поплавковой камере карбюратора.
Необходимо проверить и отрегулировать уровень топлива в поплавковой камере карбюратора. Так как система холостого хода получает бензин непосредственно из нее. И даже незначительное повышение уровня топлива сразу скажется на составе топливной смеси, поступающей в двигатель на холостом ходу в сторону обогащения. Обороты ХХ будут повышенными.
Для проверки уровня топлива в поплавковой камере следует снять верхнюю часть (крышку) карбюратора, после того как двигатель немного поработает на холостых. На карбюраторах 2108, 21081, 21083 Солекс уровень топлива составляет приблизительно 25-26 мм от зеркала бензина до края поплавковой камеры.
Если это не так, то регулируем положение поплавков относительно картонной прокладки крышки карбюратора. Оно должно составлять 2 мм.
Подробнее о регулировке уровня топлива в поплавковой камере карбюратора в статьях:
«Регулировка уровня топлива в поплавковой камере карбюратора 2108, 21081, 21083 Солекс».
Помимо этого следует обратить внимание на целостность и положение поплавков, а также проверить игольчатый клапан, так как от них напрямую зависит величина уровня топлива в поплавковой камере и последующее смесеобразование.
4. Проверяем как закрываются дроссельные заслонки карбюратора.
При полностью утопленной рукоятке подсоса осматриваем дроссельные заслонки карбюратора. В первой и второй камере на первый взгляд они должны быть полностью закрыты. Так как если они хотя бы чуть-чуть не прикрываются, то это спровоцирует усиление разрежения в смесительных камерах карбюратора. А оно вытянет лишний бензин откуда угодно. Топливная смесь обогатится, обороты ХХ будут повышенными.
Для начала попробуем добиться нужного положения дроссельной заслонки первой камеры не снимая карбюратор с двигателя. Для этого проведем регулировку ее привода.
При полностью отпущенной педали газа трос должен слегка провисать (1-2 мм). При полностью нажатой педали газа дроссельная заслонка первой камеры должна встать строго вертикально. Если она полностью не закрывается, значит торос привода слишком натянут. Ослабляем его натяжку, понемногу вращая регулировочную гайку тросового привода (предварительно ослабив контргайку). При этом визуально проверяя положение заслонки.
У дроссельной заслонки второй камеры карбюратора так же возможно нарушение ее положения в смесительной камере. В идеале она должна прилегать к стенкам камеры с зазором 0,1 ± 0,05 мм. Визуально такой зазор должен быть едва различим при рассматривании дроссельной заслонки на свет. Он необходим для удаления бензина, попадающего во вторую камеру при работе ускорительного насоса. При этом выходное отверстие переходной системы второй камеры должно находится выше кромки заслонки.
Если заслонка не прикрыта до конца, то увеличивается разрежение во второй камере карбюратора. И оно вытягивает лишний бензин из отверстия переходной системы второй камеры. Как следствие, топливная смесь обогащается, обороты холостого хода становятся выше нормы.
Необходимое положение дроссельной заслонки выставляется на заводе-изготовителе при помощи специального винта и корректировки при дальнейшей эксплуатации не требует.
Если ремонт карбюратора при котором дроссельная заслонка демонтировалась не производился, трогать винт и регулировать ее положение не нужно. В противном случае выставляем ее положение при помощи регулировочного винта-упора, упирающегося в рычаг заслонки.
5. Убираем лишнее обогащение топливной смеси на холостом ходу.
Топливная смесь будет обогащаться на ХХ если засорен канал подачи воздуха в карбюратор. Чаще всего забивается отложениями выходное отверстие канала в большом диффузоре первой камеры карбюратора и воздушный жиклер СХХ в крышке карбюратора.
Помимо этого лишний бензин может литься в обход системы холостого хода если повреждено резиновое уплотнительное кольцо на трубке топливного канала СХХ.
Так же следует обратить внимание на переходную систему первой камеры карбюратора. Так как если исходное положение дроссельной заслонки первой камеры выставлено в положение, когда ее кромка выше чем выходная щель переходной системы, то через эту щель в двигатель будет поступать лишний бензин. Который обогатит топливную смесь и поднимет обороты ХХ выше нормы.
А должен, наоборот, подсасываться воздух, который необходим для некоторого обеднения топливной смеси на холостом ходу.
Выставить правильное исходное положение дроссельной заслонки первой камеры поможет регулировка ее привода описанная в пункте «4». Либо прочистка аэрозолем-очистителем смесительной камеры в зоне прилегания кромки заслонки. Для удаления отложений, мешающих ее закрытию.
Как выставить вторую дроссельную заслонку что бы она не была причиной подачи лишнего бензина в двигатель на холостом ходу см. так же в пункте «4».
Таким образом мы рассмотрели несколько наиболее распространенных способов самостоятельного устранения причин повышенных оборотов холостого хода двигателя автомобиля с карбюратором Солекс.
Примечания и дополнения
— Помимо настройки карбюратора Солекс на снижение оборотов холостого хода будет нелишним проверить и в случае необходимости выставить начальный угол опережения зажигания. Так как, например, более ранний момент зажигания сразу же увеличит обороты коленчатого вала выше нормы. Проверку и настройку угла опережения желательно выполнить перед настройкой карбюратора, так как возможно после этого проблема уйдет сама собой и не нужно будет больше ни чего настраивать.
— Так же на изменение состава топливной смеси на ХХ в сторону переобогащения влияет подача бензина топливным насосом (бензонасосом), проходимость обратной топливной магистрали («обратки») и степень загрязнения воздушного фильтра двигателя.
Еще статьи по карбюратору Солекс
— Проверка и ремонт приоткрывателя воздушной заслонки карбюратора Солекс 2108, 21081, 21083
— Как устранить обеднение топливной смеси карбюратором Солекс?
— Устраняем переобогащение топливной смеси карбюратором Солекс
— Как уменьшить расход топлива при движении по трассе?
— Почему двигатель автомобиля «жрет» бензин ведрами?