Большинству автовладельцев известна ситуация, когда при запуске двигатель автомобиля не схватывает.
Стартер крутит коленчатый вал, а вспышек в цилиндрах вообще нет. Двигатель не подает никаких признаков жизни.
Попробуем разобраться с причинами этой неисправности и рассмотрим какие бывают рекомендации по ее диагностике и устранению.
В качестве примера используем двигатель 21083 (1,5 л) с карбюратором Солекс 21083 и бесконтактной системой зажигания, что ставится на автомобили ВАЗ 21083, 21093, 21099.
Сразу скажем, что если двигатель не схватывает при запуске, то скорее всего либо вообще нет искры на свечах зажигания или практически прекратилась подача топлива в двигатель. Поэтому все причины этой неисправности мы разделим на две группы.
1. Не схватывает при запуске карбюраторный двигатель, причины связанные с подачей топлива.
Закончился бензин в топливном баке
На автомобиле с карбюраторным двигателем, в отличие от инжекторного, можно ездить до полной выработки бензина из бака. И не бояться сжечь топливный насос. Поэтому некоторые автовладельцы катаются до той поры, пока машина заглохнет и уже больше не заведется. Решить проблему можно залив свежее топливо в бензобак и подкачав его в карбюратор рычагом ручной подкачки на бензонасосе.
В некоторых случаях, несмотря на пустой бак, двигатель может запустится на остатках топлива в поплавковой камере карбюратора, но довольно быстро заглохнет, выработав и этот последний ресурс.
Отказал бензонасос (топливный насос)
В системе питания двигателя 21083 установлен механический бензонасос с приводом от распредвала. Полностью отказать и перестать прокачивать топливо он может если вдруг порвалась его диафрагма, вышли из строя клапана, либо в нем образовалась воздушная пробка, которая мешает подаче бензина.
Поврежденные диафрагмы бензонасоса дадут о себе знать потеками топлива на его корпусе и устойчивым запахом бензина в подкапотном пространстве.
Для проверки подачи топлива бензонасосом отсоединяем топливоподающий шланг от штуцера карбюратора. Подставляем под шланг емкость для сбора топлива. Подкачиваем топливо рычагом ручной подкачки. Если бензонасос исправен — из шланга должна выходить мощная струя топлива при каждом движении рычага.
Для проверки клапанов бензонасоса отсоединяем от него оба топливных шланга. Рычаг ручной подкачки должен находится в рабочем состоянии.
Проверяем впускной клапан бензонасоса. Затыкаем топливоподающий штуцер пальцем и нажимаем несколько раз на рычаг ручной подкачки топлива. На пальце должно ощущаться разрежение (он должен засасываться в штуцер). Если разрежение есть — бензонасос исправен, если нет — ищите неисправность в топливных магистралях или бензобаке.
Проверяем выпускной клапан бензонасоса. Прикладываем к отверстию нагнетательного штуцера (который к карбюратору) палец и несколько раз нажимаем на рычаг ручной подкачки. Из отверстия штуцера должна выходить струя воздуха, хорошо ощущаемая пальцем.
Больше информации по проверке бензонасоса см. «Проверка бензонасоса автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099».
Завис в закрытом положении игольчатый клапан поплавковой камеры
Возможно поплавки в поплавковой камере карбюратора стоят с перекосом и цепляются за ее стенки. Клапан в таком случае может закрыться и больше не открываться. В такой ситуации иногда помогает легкое постукивание молотком по карбюратору. Но, в перспективе, нужно будет снять крышку карбюратора и отрегулировать положение поплавков.
Произошло аварийное повреждение топливных магистралей
Возможно прохудился топливный шланг, переломалась трубка или вообще бензин вытек через проеденное сквозной коррозией дно бензобака. Выявить место утечки можно при помощи визуального осмотра топливных магистралей автомобиля на яме, эстакаде или подъемнике.
Произошла закупорка топливной магистрали куском грязи
Часто таким образом засоряется трубка топливозаборника в бензобаке. На ней установлен сетчатый фильтр. Со временем и она сама и фильтр зарастают грязью и отложениями из бензобака, и в один прекрасный момент происходит внезапная закупорка. Бензин перестает поступать в систему и двигатель не схватывает при запуске.
2. Не схватывает при запуске карбюраторный двигатель, причины связанные с отсутствием искры на свечах.
Отсоединились провода
Необходимо проверить надежность соединения колодок (фишек) проводов к датчику Холла, коммутатору, а так же центрального высоковольтного провода от катушки зажигания до трамблера.
Вышел из строя коммутатор системы зажигания
Вполне возможно, что коммутатор полностью вышел из строя (например, от скачка напряжения в бортовой сети автомобиля) и система зажигания двигателя не работает. Искры нет. Двигатель не схватывает при запуске.
Коммутатор бесконтактно-транзисторной системы зажигания (БТСЗ) наиболее точно проверяется при помощи осциллографа и генератора прямоугольных импульсов. Но не у каждого такой прибор есть. Поэтому проверяем его при помощи контрольной лампы. См. «Проверка коммутатора контрольной лампой».
К более простым способам проверки можно отнести проверку по вольтметру — коммутатор исправен если при включении зажигания стрелка вольтметра сначала притормаживает, а потом отклоняется вправо. Либо проверка заменой своего коммутатора на новый или заведомо исправный.
Отказала катушка зажигания
Причина — катушка перестала вырабатывать ток высокого напряжения (возможно возник «обрыв» в ее обмотках). Нет тока — нет искры на свечах зажигания. Нет поджига топливной смеси. Стартер будет крутить коленчатый вал, а двигатель не будет схватывать.
Проверить исправность катушки можно простым способом — «на искру». Для проверки вытаскиваем наконечник центрального высоковольтного провода из крышки трамблера, подносим его к «массе» (например, к двигателю) на расстояние 7-10 мм (более правильно будет вставить в наконечник исправную свечу и положить ее на двигатель). Включаем зажигание. Помощник прокручивает двигатель стартером, а мы наблюдаем за искрой. Если искра есть, с катушкой зажигания все в порядке. Причину исчезновения искры тогда следует искать в крышке трамблера, бегунке, высоковольтных проводах или свечах зажигания.
Если искры нет, то нужно проверить поступает ли ток на вывод «Б» катушки. Если тока нет, ищем по схеме неисправность («обрыв») в низковольтной цепи системы зажигания, а катушку не трогаем.
Помимо этого проверяем датчик Холла (см. параграф ниже), так как его выход из строя так же приводит к исчезновению искры.
Перед заменой можно попробовать дополнительно проверить катушку при помощи омметра (мультиметра с режимом омметра) на наличие обрыва или замыкания в обмотках чтобы окончательно вынести ей вердикт. См. «Проверка катушки зажигания ВАЗ 2108, 2109, 21099».
Сгорел датчик Холла
«Сжечь» его можно совершенно случайно и незаметно для себя и окружающих. Например, сняв наконечник высоковольтного провода со свечи зажигания при работающем двигателе.
Если искры на свечах нет и непонятно, что вышло из строя катушка или датчик Холла, то снимаем колодку с датчика Холла. Центральный бронепровод катушки подносим к «массе» (способом описанным выше). Включаем зажигание. Касаемся отрезком провода на ней вывода черно-белого провода («масса») и зеленого (импульс на коммутатор). В момент касания должна проскакивать искра между наконечником центрального бронепровода с катушки и двигателем («массой»). Если все так, датчик Холла исправен, если искры нет, то для надежности можно провести еще одну проверку и в случае чего заменить датчик. См. «Проверка датчика Холла».
См. «Признаки неисправности датчика Холла».
Оборвался ремень привода ГРМ двигателя
В таком случае стартер слишком легко будет крутить коленчатый вал.
Таким образом, выполнив хотя бы две проверки: «на наличие искры» и «проверку подачи топлива» можно практически сразу понять в каком направлении искать причину неисправности «двигатель не схватывает при запуске».
Примечания и дополнения
— Необходимо отметить, что чаще всего перед тем как двигатель окончательно перестает схватывать при запуске некоторое время наблюдается затрудненный запуск, запуск с нескольких попыток, либо двигатель сначала схватывает, а потом глохнет. Такой период может продолжаться достаточно долго (даже годами). Можно продолжать ездить так и не обращать особо внимание на эту проблему, и не принимать меры к ее решению. Но, в таком случае, есть риск однажды встать «в поле» и больше не завестись. Поэтому если появились проблемы с пуском, лучше не откладывать поиск причин неисправности в долгий ящик, а сразу выяснить, что к чему.
Еще статьи по неисправностям двигателя 21083 автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099
— Проверка износа или залегания поршневых колец двигателя
— Проверка исправности двигателя автомобиля при помощи листа бумаги
— Диагностика карбюраторного двигателя по нагару на свечах зажигания
— Двигатель не запускается в сырую погоду, почему?
— Холодный карбюраторный двигатель не запускается, причины
— Горячий карбюраторный двигатель не запускается, причины