Периодичность замены ремня привода газораспределительного механизма двигателя (ГРМ) на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 составляет 75.000 км пробега.
Многие автомеханики рекомендуют проводить замену ремня ГРМ несколько раньше – 55-60 тыс. км, так как качество поставляемых в запасные части ремней ГРМ для автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 оставляет желать лучшего.
Помимо этого каждые 10-15 тыс. км необходимо проводить осмотр состояния ремня на предмет замасливания, появления потертостей, разрывов и трещин (см. «Проверка ремня ГРМ»). Дефектный ремень ГРМ сразу заменяем, не дожидаясь срока пробега. Процедура замена ремня ГРМ двигателя на ВАЗ 2108, 2109, 21099 не сложная, выполнить ее можно даже в походных условиях за короткий промежуток времени без специальных инструментов и приспособлений.
Необходимые инструменты, приспособления, запчасти
— Накидной ключ или головка на 19 мм;
— Накидной ключ, рожковый ключ или головка на 17 мм
— Накидной ключ или головка на 10 мм
— Накидной ключ или головка на 8 мм
— Толстая шлицевая отвертка
— Специальный ключ для вращения натяжного ролика
— Новый ремень привода ГРМ
— Новый натяжной ролик (если необходимо)
Подготовительные работы
— Устанавливаем автомобиль на ровную площадку
— Поднимаем ручник, под колеса устанавливаем упоры
— Поддомкачиваем правое переднее колесо, снимаем его, под порог ставим упор
Замена ремня привода ГРМ двигателя на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099
1. Снимаем правый брызговик двигателя.
Можно полностью не снимать, а лишь отвернуть ключом на 8 мм два винта его крепления в нижней части арки колеса и немного отогнуть вниз, освобождая доступ к шкиву коленчатого вала.
2. Снимаем ремень привода генератора.
Для этого ослабляем гайку нижнего болта крепления генератора ключом на 19, ослабляем гайку верхнего крепления генератора ключом на 17. Смещаем генератор к двигателю и снимаем ремень. Доступ к гайкам крепления генератора возможен из подкапотного пространства автомобиля.
3. Снимаем защитную крышку ремня ГРМ.
Для этого ключом на 10 мм отворачиваем 3 болта ее крепления (один в центре, два сбоку) и вынимаем ее вверх.
4. Отворачиваем болт крепления шкива привода генератора на коленчатом валу.
Болт завернут с большим моментом затяжки, поэтому желательно использовать мощный ключ на 19 мм или головку с воротком. Для стопорения от проворачивания коленчатого вала, вставляем лезвие толстой шлицевой отвертки между зубцами маховика в лючке на картере сцепления. Желательно эту процедуру делать с помощником, но можно изловчится и одному.
5. Снимаем шкив привода генератора.
См. «Как снять шкив привода генератора с двигателя 21083?».
6. Предварительно совмещаем установочные метки.
На зубчатом шкиву распредвала (выступ-метка) – выступ на задней стальной части крышке привода ГРМ.
На зубчатом шкиву коленчатого вала (точка) – вырез на отливе на передней части масляного насоса.
Для того чтобы вращать привод ГРМ вворачиваем болт крепления шкива коленчатого вала обратно в его отверстие, в носике коленчатого вала. За него и вращаем по часовой стрелке, ключом на 19 мм.
7. Ослабляем гайку крепления натяжного ролика.
Если планируется замена натяжного ролика, гайку отворачиваем полностью. Используем для этого ключ на 17 мм. После отворачивания гайки поворачиваем рукой ролик против часовой стрелки, натяжение ремня ГРМ сразу ослабнет. Если необходимо снимаем натяжной ролик.
8. Снимаем старый ремень ГРМ.
Сдвигаем его со шкива распредвала, снимаем с натяжного ролика, помпы, шестерни коленчатого вала.
9. Надеваем новый ремень ГРМ.
При необходимости устанавливаем новый натяжной ролик ремня и слегка притягиваем его гайкой. При надевании ремня тщательно совмещаем установочные метки:
На шкиву распредвала (выступ-метка) – выступ на задней стальной части крышки привода ГРМ;
На зубчатом шкиву коленчатого вала (точка) – вырез на отливе передней части масляного насоса двигателя.
В лючке на картере сцепления длинная метка на маховике должна находиться по центру треугольного выреза на шкале для установки момента зажигания, что соответствует установки поршней 1-го и 4-го цилиндра в высшую мертвую точку (ВМТ).
Если все установочные метки точно совпадают, натягиваем ремень.
10. Натяжение ремня привода ГРМ.
Вставляем специальный ключ в отверстия натяжного ролика и поворачиваем его по часовой стрелке, ремень ГРМ будет натягиваться. Слишком сильного усилия прикладывать не нужно. Немного затягиваем гайку крепления натяжного ролика рожковым ключом на 17 мм. Проверяем степень натяжения ремня: поворачиваем его пальцами руки вокруг своей оси (скучиваем). Ремень должен повернуться на 90 градусов.
Проворачиваем коленчатый вал за болт ключом на 19, чтобы ремень сделал два оборота. Еще раз поверяем совмещение установочных меток и натяжение ремня. При необходимости подтягиваем натяжным роликом.
Если нет специального ключа для натяжения ремня привода ГРМ можно воспользоваться двумя гвоздями подходящего диаметра и пассатижами. Гвозди вставляем в отверстия роликами, пассатижами их поворачиваем.
11. Окончательно затягиваем гайку крепления натяжного ролика.
Слишком большое усилие прикладывать не нужно, так как можно погнуть шпильку ролика, а это чревато сползанием ремня. В идеале необходимо затягивать гайку крепления натяжного ролика динамометрическим ключом определенным моментом.
Устанавливаем на место шкив коленчатого вала, пластмассовую крышку привода ГРМ, ремень генератора, натягиваем его и закрепляем генератор. Ставим на место и закрепляем правый брызговик двигателя. Устанавливаем колесо и спускаем автомобиль с домкрата. Пускаем двигатель и проверяем его работу. При необходимости выставляем момент опережения зажигания.
Замена ремня привода ГРМ на двигателе автомобиля ВАЗ 2108, 2109, 21099 завершена.
Примечания и дополнения
— При обрыве ремня привода ГРМ на автомобилях ВАЗ 2108, 21081, 2109, 21091 с двигателями 1.1, 1.3 л гнет клапана, так как происходит их встреча с поршнями. На ВАЗ 21083, 21093, 21099 с двигателями 1.5 л клапана не гнет. См. «На каких двигателях ВАЗ гнет клапана при обрыве ремня ГРМ?».
— При установке ремня ГРМ на двигателях 1.1 и 1.3 л не желательно вращать распредвал или коленчатый вал после снятия ремня, так как клапана могут встретится с поршнями.
— На ряде двигателей крышка масляного насоса не имеет установочной метки — разреза. При выставлении меток в этом случае необходимо установить выступ для фиксации шкива привода генератора на зубчатом шкиву коленчатого вала по центру разреза на нижнем отливе крышки масляного насоса.
— Перескочивший на зуб-два ремень ГРМ приведет к смещению фаз газораспределения нестабильной работе двигателе в целом, «выстрелам» в карбюратор или глушитель.
— На автомобилях ВАЗ 2113, 2114, 2115 замена ремня привода ГРМ производится аналогичным образом, но есть некоторые особенности. См. «Замена ремня ГРМ двигателя 2111 (8 кл) ВАЗ 2113, 2114, 2115».
Еще статьи по двигателям ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Признаки неисправности натяжного ролика привода ГРМ
— Сбились метки привода ГРМ двигателя, признаки неисправности
— Визуальная проверка натяжения ремня привода ГРМ двигателя
— Признаки неисправности ЦПГ автомобилей ВАЗ
— Основные неисправности ремня привода ГРМ двигателя автомобиля
Здравствуйте! Огромное спасибо за замеченную ошибку. Отдельное спасибо за положительную оценку нашей статьи!
Приветствую вас уважаемые автолюбители.
Однажды на севере зашёл на сто движок ремонтировать от Шевроле.. И механик мастер затятигавли натяжитель по часовой стрелке.
И на приоре всегда рвался ремень ГРМ.
Я ему показал что крутить ключь для затяжки ролика нужно против часовой стрелки.
Если смотреть прямо на ремень ГРМ.
Я в своем сайте avtomobil.ru пишу против часовой стрелки.
А ключь для гайки затягивается по часовой стрелке.
Написал комент чтобы автор исправил.
Отлично оформленная статья.
Есть фото и круто написано.
Натягивается ролик против хода вращения (т.е. против часовой стрелки). В интернете почти везде (кроме оф. документов) по часовой.
По часовой если смотреть на двигатель со стороны привода ГРМ и против если смотреть на двигатель со стороны трамблера.
Не пойму — один механик тебует натягивать ремень ГРМ по часовой стрелке ,другой- строго против ! Где истина?