Попробуем самостоятельно заменить задний сальник коленчатого вала двигателя 2111 (1,5 л., 8 клапанов) автомобилей ВАЗ 2113, 2114, 2115, 21083. 21093, 21099.
Его замена потребуется при визуальном обнаружении течи моторного масла по задней части коробки передач автомобиля. Сразу следует сказать, то это довольно долгая и сложная работа. Требующая определенных условий (яма, подъемник, спец инструмент), физической силы, а также знания особенностей снятия и установки деталей силового агрегата автомобиля (коробки передач, сцепления, маховика и пр.).
Поэтому, в большинстве случаев, ее выполнение поручают специализированной мастерской. Для тех же кто решится на самостоятельное выполнение замены заднего сальника коленчатого вала мы приведем подробную иллюстрированную инструкцию. Что бы по ней разобраться со всеми особенностями этой работы и выполнить ее качественно и без ошибок. Либо принять ответственное решение о том, что бы поручить ее другим, более подготовленным специалистам.
Необходимые инструменты, приспособления и запчасти
Молоток
Оправка из мягкого металла
Накидной ключ или головка на «8»
Оправка для центровки ведомого диска сцепления А .70081
Накидной или рожковый ключ, либо головка на 17
Фиксатор резьбы
Металлический крючок для извлечения сальника (можно изготовить своими силами из жесткой металлической проволоки)
Новый задний сальник коленчатого вала для двигателя 2111 (2108-1005160 или 2108-1005160-03)
Подготовительные работы
Загоняем автомобиль на смотровую яму, эстакаду или подъемник.
Демонтируем лист защиты моторного отсека автомобиля.
Снимаем коробку передач (о том как быстро и просто снять коробку расскажем в отдельной статье).
Порядок замены заднего сальника коленчатого вала двигателя 2111 автомобилей ВАЗ
1. Снимаем корзину сцепления с маховика двигателя 2111.
Перед отворачиванием помечаем (зубилом или краской) положение корзины сцепления относительно маховика.
Всего болтов крепления корзины сцепления 6 штук.
Для их отворачивания понадобится либо накидной ключ на «8», либо головка на «8» с воротком.
Эти болты затянуты моментом 19-31 Н.м. Что в принципе не так уж и много. Но в процессе эксплуатации они могут прикипеть. Поэтому перед отворачиванием можно слегка стукнуть по ним молотком через оправку из мягкого металла.
Отворачивать болты крепления сцепления нужно постепенно. Крест-накрест. Не более чем на один оборот каждый. Что бы не деформировать фланец нажимного диска сцепления.
Снимаем корзину сцепления и установленный под ней ведомый диск.
Просто сдвигаем ее на себя и снимаем вместе с ведомым диском.
2. Демонтируем маховик с двигателя.
Перед снятием помечаем положение маховика на коленчатом валу что бы потом в точности поставить его как и было. Можно пометить краской, мелом, а можно зубилом.
При помощи ключа на «17» или аналогичной головки с воротком отворачиваем шесть болтов крепления маховика к фланцу коленчатого вала. Отворачиваем в несколько приемов. Крест-накрест. Момент затяжки болтов довольно большой (61-87 Н.м) поэтому можно использовать удлиненный вороток или трубу-удлинитель на ключ.
От проворачивания, во время откручивания болтов, маховик можно удерживать при помощи большой шлицевой отвертки или монтажной лопатки. Оперев ее на нижний болт крепления коробки (его нужно ввернуть в посадочное гнездо) и воткнув ее жало между зубцами венца маховика. См. фото в начале статьи.
Вынимаем вывернутые болты крепления и снимаем установленную под ними общую шайбу.
Снимаем маховик сдвинув его на себя.
3. Производим замену заднего сальника коленчатого вала двигателя 2111.
Извлечение старого сальника
Что бы извлечь сальник из его посадочного отверстия необходим специальный крючок. Который можно изготовить из стальной проволоки самостоятельно. Помимо крючка можно воспользоваться шлицевой отверткой. Если же сальник прикипел в своем гнезде или посажен на герметик, то, возможно, придется сверлить в нем отверстие. Заворачивать туда саморез. И, используя пассатижи как рычаг, с усилием вытаскивать сальник.
В нашем случае задний сальник коленвала удалось извлечь при помощи крючка.
Крючок вводится под кромку сальника. Поворачивается. Зацепляется. И тянется вместе с сальником на себя. Сальник извлекается.
Следует отметить, что извлечение сальника необходимо проводить аккуратно и осторожно. Что бы, не дай бог, не поцарапать фланец коленчатого вала на который он насаживается. Так как царапина не позволит новому сальнику удерживать моторное масло. И его течь будет обеспечена.
Установка нового сальника
Смазываем фланец коленвала моторным маслом. Смазываем кромку сальника моторным маслом. Посадочное гнездо сальника смазывать не нужно. Оно должно быть чистое и сухое. Если в нем есть грязь, масло или остатки герметика, то удаляем все это.
Насаживаем на фланец коленчатого вала сальник. И максимально задвигаем рукой.
Используем старый сальник как оправку для запрессовки нового. Для этого прикладываем его к новому сальнику (плоской стороной к себе) и молотком аккуратно по нему стучим. Легкими ударами. Крест-накрест. Таким образом запрессовываем сальник до упора.
Для запрессовки нового сальника можно так же использовать молоток с пластмассовым бойком. Тогда старый сальник, в качестве оправки, не понадобится.
Все, замена заднего сальника коленчатого вала двигателя 2111 автомобилей ВАЗ выполнена в полном объеме. Осталось собрать все обратно и продолжать движение.
4. Устанавливаем маховик обратно на двигатель.
Устанавливаем маховик на фланец коленчатого вала. Устанавливаем его по ранее нанесенной метке. Если метку забыли поставить или она стерлась, то необходимо поставить маховик так, чтобы имеющаяся на нем высверленная установочная лунка (заводская метка) находилась напротив шатунной шейки четвертого цилиндра двигателя. Она по размеру меньше, чем балансировочные лунки, высверленные на маховике сверлом большего диаметра. И расположена около зубчатого венца.
Смазываем болты крепления маховика небольшим количеством фиксатора резьбы.
Устанавливаем на маховик общую шайбу и заворачиваем болты. Затяжку болтов осуществляем в несколько проходов. С нужным моментом. Крест-накрест.
5. Устанавливаем на место сцепление.
Перед установкой сцепления смазывать смазкой шлицы ведомого диска не нужно. Так как при эксплуатации смазка может приводить к его заеданию при перемещении по шлицам первичного вала. И как следствие, рывкам при работе сцепления, либо его не полному выключению.
Помимо этого проверяем чистоту рабочих поверхностей ведущего (нажимного) и ведомого диска сцепления. А так же чистоту рабочей поверхности маховика. Если замаслены, протираем их растворителем.
При установке ведомого диска сцепления ориентируем его выступающей частью к корзине, а не к маховику.
После чего прижимаем ведомый диск корзиной (она должна своими отверстиями стать четко на штифты на маховике) и вставляем в ее отверстие оправку для центровки ведомого диска. Выравниваем корзину и ведомый диск на маховике.
Притягиваем корзину болтами к маховику.
Для этого так же используем ключ или головку на «8». Болты затягиваем поочередно (крест-накрест). Постепенно. Не более чем по одному обороту за проход.
После затяжки извлекаем приспособление для центровки ведомого диска.
6. Устанавливаем на место коробку передач.
Примечания и дополнения
— Перед установкой нового заднего сальника коленвала следует осмотреть поверхность на фланце к которой он прилегает. Если на ней сильная выработка, риски и царапины, то скорее всего замена сальника поможет устранить течь масла ненадолго. Либо вообще не будет иметь смысла пока не будет заменен коленчатый вал двигателя.
Мелкие царапины на фланце можно попытаться заполировать.
Еще статьи по двигателю 2111 автомобилей ВАЗ
- Установка распредвала на двигатель 2111 ВАЗ 2114, 2115, 2113
- Замена масла в двигателе 2111 (1,5 л.) ВАЗ 2113, 2114, 2115
- Замена маховика двигателя 2111 (1,5 л.) ВАЗ 2113, 2114, 2115
- Разновидности ЭСУД двигателя 2111 автомобилей ВАЗ
- Система питания двигателя 2111 ВАЗ 2113, 2114, 2115. Схема.









