Датчик детонации (ДД) является одним из элементов ЭСУД — электронной системы управления инжекторным двигателем 2111 (1,5 л., 8 клапанов) автомобилей ВАЗ 2113, 2114, 2115.
Разберемся, что представляет собой этот датчик, где он установлен, как работает, какие у него могут быть неисправности и какова его применяемость конкретно под этот двигатель.
Датчик детонации (ДД) инжекторного двигателя 2111 автомобиля ВАЗ 2113, 2114, 2115
1. Назначение датчика детонации.
Датчик детонации предназначен для контроля детонации в цилиндрах двигателя.
2. Устройство датчика детонации ДД.
Внутри корпуса датчика располагается пьезокерамический элемент (пластина), обладающий определенными свойствами (пьезоэффект) и резистор. Снаружи соединительная колодка.
3. Расположение на автомобиле.
Датчик детонации на автомобилях ВАЗ 2113, 2114, 2115 устанавливается на передней части блока цилиндров двигателя. Широкополосный на шпильке и крепится гайкой на 22, резонансный вворачивается в отверстие под шпильку.
4. Принцип действия датчика детонации.
Резонансный пьезоэлектрический датчик.
Контроллер ЭСУД (блок управления) подает на ДД постоянное напряжение 5В. Встроенный в датчик резистор понижает напряжение до 2,5В и возвращает его назад (напряжение на выходе датчика). При возникновении детонации в цилиндрах двигателя ДД начинает выдавать на контроллер напряжение переменного тока с меняющейся в зависимости от величины детонации амплитудой и частотой. По этому сигналу с датчика контроллер корректирует угол опережения зажигания для гашения детонации.
Широкополосный пьезокерамический датчик.
См. фото в начале статьи. Во время работы двигателя датчик посылает на контроллер сигнал переменного тока соответствующий частоте вибрации двигателя. При возникновении детонации датчик выдает сигнал с увеличенной частотой. ЭБУ определяет возникновение детонации.
Механизм гашения детонации настраивается под работу двигателя и позволяет поддерживать его мощностные характеристики на нормальном уровне, а так же позволяет ему адаптироваться к работе на топливе с более низким октановым числом.
К возникновению детонации приводит повышенная температура в цилиндрах двигателя. Ее причины: применение некачественного топлива, бедная топливная смесь, неисправная система охлаждения, применение свечей зажигания не соответствующих данному типу двигателя, нагар в камерах сгорания, перескочивший ремень ГРМ и т. п.
5. Неисправности датчика детонации.
При выходе из строя датчика детонации или неисправности его электрических соединений контроллер переходит на резервные таблицы расчета угла опережения зажигания. В результате снижается мощность двигателя, возрастает расход топлива, двигатель «троит».
Неисправность датчика или выход за граничные пределы работы системы гашения детонации (слишком большая детонация) приводит к записи кода неисправности в память контроллера и загоранию лампы «Проверь двигатель — Check Engine» в комбинации приборов.
6. Применяемость датчика детонации на автомобилях ВАЗ 2113, 2114, 2115.
На инжекторном двигателе 2111 автомобилей ВАЗ 2113, 2114, 2115 с различными ЭСУД применяются как резонансные так и широкополосные пьезокерамические датчики детонации. Широкополосные фиксируют и передают на ЭБУ весь спектр шумов двигателя. А тот в свою очередь выявляет детонационные шумы. Резонансный датчик настроен на срабатывание только при возникновении детонации двигателя.
Для двигателя 2111 автомобилей ВАЗ 2113, 2114, 2115 с контроллерами Январь 4.1 (2111-1411020-22), GM ISFI-2S (2111-1411020-10 (20, 21)), BOSH M1.5.4 (2111-1411020) – датчик детонации 2112-3855010, 2112-3855010-01, 10456042 (резонансный).
Для двигателя 2111 автомобилей ВАЗ 2113, 2114, 2115 с контроллерами Январь 5.1, VS 5.1 (2111-1411020-72), BOSH MР7.0Н (2111-1411020-40), BOSH M1.5.4N (2111-1411020-60) – датчик 2112-3855010-01 (широкополосный).
Примечания и дополнения
— Пьезоэффект – механическое воздействие на пьезоэлемент вызывает его электризацию и возникновение электрического тока. При возникновении вибраций двигателя, пьезокерамическая пластина внутри датчика подвергается механическому воздействию (сжимается), на ее концах возникает разность потенциалов, на контроллер уходит электрический сигнал. В данном случае датчик осевой, т. е. преобразует осевое перемещение (удары со стороны двигателя).
Еще статьи по инжекторному двигателю 2111 автомобилей ВАЗ 2113, 2114, 2115
— Применяемость ДМРВ в ЭСУД двигателя 2111 автомобилей ВАЗ
— ЭБУ ЭСУД (контроллер) Bosch MP7.0 автомобилей ВАЗ 2113, 2114, 2115
— Система зажигания двигателя 2111 (ЭСУД Январь 5.1 и M1.5.4N), схема
— Разновидности ЭСУД двигателя 2111 автомобилей ВАЗ
— Признаки (симптомы) неисправности адсорбера
— Признаки (симптомы) неисправности модуля зажигания