Суть раннего зажигания, как неисправности в работе двигателя автомобиля, заключается в слишком раннем (раньше чем требуется для нормальной работы двигателя) воспламенении топлива в камерах сгорания (намного раньше прихода поршня в верхнюю мертвую точку).
Что напрямую влияет на эффективность сгорания топливной (рабочей) смеси в цилиндрах и получение максимальной отдачи от двигателя.
Такое слишком раннее зажигание характеризуется целым рядом негативных последствий в работе двигателя автомобиля.
Например, возникает проблема с его запуском, стабильностью оборотов холостого хода. Ощутимо снижается мощность и приемистость двигателя. Появляются провалы и рывки при нажатии на педаль газа. Возникают хлопки в выпускной тракт и глушитель. Чернеют электроды свечей зажигания и растет расход топлива.
По большому счету с некоторыми из этих неисправностей можно смириться и ездить так дальше, но большинство из них требуют немедленного устранения.
На примере двигателя 21083 (1,5 л) автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099 посмотрим какие существуют способы устранения слишком раннего зажигания при его работе.
Как устранить ранее зажигание при работе двигателя автомобиля?
1. Выставляем точный начальный угол опережения зажигания.
Для обеспечения нормальной работы системы зажигания в частности и двигателя автомобиля в целом, необходимо как можно точнее выставить начальный угол опережения зажигания. Что бы момент зажигания происходил вовремя. Не раньше и не позже.
Начальный угол опережения зажигания будет использоваться при запуске двигателя, а так же для его работы на холостом ходу. И как отправная точка для увеличения или уменьшения угла во время работы центробежного и вакуумного регуляторов опережения зажигания на разных режимах.
Начальный угол опережения для двигателя 21083 (1,5 л) автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099 под 92-й бензин составляет 1°±1°.
Начальный угол опережения для двигателя 21083 (1,5 л) под 95-й бензин составляет 4°±1°.
Для проверки — какой у вас угол опережения зажигания, ранний или поздний, а так же для его регулировки нужно иметь стробоскоп. Без него точно выставить начальный угол не получится.
Подключаем стробоскоп.
Подключение осуществляем по инструкции к вашему стробоскопу, так как модели их бывают разные и способы присоединения их могут различаться в деталях. В основном подключение стробоскопа выглядит так – красный провод к выводу «В» (+) катушки зажигания, черный к «минусу» АКБ, или любой детали корпуса, металлический зажим на высоковольтный провод четвертого цилиндра (ближнего к трамблеру).
Ослабляем затяжку крепления трамблера.
Запускаем двигатель, еще раз убеждаемся по тахометру, что обороты холостого хода минимальны.
Направляем мигающий луч стробоскопа в лючок со шкалой.
В свете луча стробоскопа длинная, выделенная метка на маховике должна находиться напротив нужного деления на шкале.
Каждое деление на ней соответствует одному градусу опережения зажигания.
Дно ее среднего треугольного выреза это ноль градусов.
Понемногу вращаем трамблер чтобы метка в луче стробоскопа встала напротив нужного градуса на шкале.
Добившись нужного угла опережения зажигания глушим двигатель, отсоединяем стробоскоп, закрепляем трамблер.
Подробности и особенности установки угла опережения зажигания на двигателе 21083 автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099 см. в статье на сайте: «Установка угла опережения зажигания (момента зажигания) на двигателях автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099».
2. Проверяем и настраиваем работу центробежного регулятора опережения зажигания.
Центробежный регулятор делает зажигание более ранним при увеличении оборотов двигателя за счет расхождения грузиков, удерживаемых пружинами. В случае ослабления пружин грузиков или их поломки угол опережения увеличится больше нормы (зажигание станет слишком ранним). Топливная смесь поджигается слишком рано, неэффективно горит, мощность двигателя падает.
Проверить центробежный регулятор можно только в ходе осмотра.
Чтобы его увидеть придется снять с трамблера крышку, отвернув два винта ее крепления, снять бегунок и защитный экран. Снять датчик Холла. Отвернув еще два винта отсоединить корпус вакуумного регулятора (предварительно сняв стопорную шайбу со шплинта крепления его тяги).
В ходе осмотра удерживая вал трамблера поворачиваем рукой экран с прорезями против часовой стрелки. Экран должен с небольшим сопротивлением повернуться на некоторый угол (преодолевая сопротивление пружин), грузики при этом слегка расходятся на приблизительно одинаковое расстояние. Если расхождение грузиков происходит без заедания, сопротивление пружин хорошо ощущается, то скорее всего с центробежным регулятором все в порядке. Если грузики расходятся слишком легко, либо поломаны их пружины или имеется заедание центробежный регулятор будет неправильно изменять угол опережения зажигания.
Таки образом в ходе осмотра убеждаемся, что грузики не разрушены, пружины не растянуты (в исходном положении грузики поджаты ими к ведомой пластине), опорная пластина к которой они крепятся не разрушена.
В случае обнаружения неисправности хотя бы одной детали регулятора придется полностью снимать трамблер, извлекать центробежный регулятор и менять грузики и пружины на новые. В ряде случаев можно обойтись простой чисткой деталей. Точную настройку и регулировку центробежного регулятора производят на специальных стендах. Производить ее в домашних условиях нецелесообразно. См. «Центробежный регулятор опережения зажигания автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099».
Так же следует помнить, что пружины грузиков центробежного регулятора опережения зажигания должны соответствовать трамблеру (распределителю зажигания) именно для этого двигателя. В нашем случае для распределителя зажигания 40.3706 системы зажигания двигателя 21083 (1,5 л.).
3. Проверяем и настраиваем работу вакуумного регулятора опережения зажигания.
Вакуумный регулятор опережения зажигания срабатывает за счет роста разрежения при повышении оборотов во впускном коллекторе двигателя. Он оттягивает опорную пластину в трамблере и за счет этого делает угол опережения зажигания более ранним. Так как чем выше обороты коленчатого вала, тем момент поджига топливной смеси должен происходить раньше.
В некоторых случаях, тяга вакуумного регулятора может подклинивать и при сбросе газа, и уменьшении оборотов коленчатого вала двигателя угол опережения зажигания останется более ранним, чем требуется.
Работу и исправность вакуумного регулятора можно проверить. Для этого на работающем двигателе, снимаем трубку регулятора со штуцера на карбюраторе и ртом создаем в ней разрежение (втягиваем воздух на себя). Обороты двигателя должны сразу же увеличиться, так как за счет создаваемого разрежения диафрагма в корпусе выгибается, перемещает тягу, а та в свою очередь сдвигает опорную пластину против часовой стрелки, делая угол более ранним. Подробнее о способах проверки исправности вакуумного регулятора опережения зажигания на странице: «Проверка вакуумного регулятора опережения зажигания».
Если этого не произошло, проверяем состояние трубки, плотность ее посадки на штуцера. Снимаем крышку трамблера и проверяем состояние и легкость перемещения тяги и опорной пластины. Корпус и диафрагму регулятора можно проверить, лишь заменив новым или заведомо исправным.
Поврежденные детали заменяем и проводим проверку заново.
4. Проверяем правильность установки зажигания.
После проведения настройки момента зажигания и его автоматической регулировки необходимо проверить ее правильность.
Основной проверкой наличия раннего или наоборот позднего зажигания при работе двигателя, на автомобилях ВАЗ 21083, 21093, 21099, является проверка в движении. Когда, двигаясь со скоростью 40-50 км/ч, на ровном участке дороги, резко нажимаем на педаль «газа». Должна возникнуть небольшая кратковременная детонация (дробный, стрекочущий звук со стороны моторного отсека). Если она появилась и пропала, хорошо, зажигание выставлено верно. Появилась и не пропадает, зажигание слишком раннее. Нет никакой детонации — позднее зажигание.
Таким образом проведя всего лишь три приведенные выше настройки можно самостоятельно устранить слишком раннее зажигание при работе двигателя автомобиля.
Примечания и дополнения
— Для быстрой корректировки угла опережения зажигания (момента зажигания) в системе зажигания двигателя 21083 имеется октан-корректор. Он включает в себя шкалу градусов на трамблере и выступ на корпусе вспомогательных агрегатов. Цена одного деления шкалы трамблера: 8 градусов поворота коленчатого вала. Для увеличения угла опережения зажигания (более раннее) необходимо ослабить крепление трамблера и вращать его по часовой стрелке в сторону минуса на шкале. Для уменьшения (более позднее зажигание) поворачиваем против часовой стрелки в сторону плюса.
— При позднем зажигании воспламенение рабочей смеси происходит когда поршень уже практически достиг верхней мертвой точки (ВМТ). Или даже когда перешел через нее. Топливо слишком поздно загорается и расширяется вслед за уходящим вниз поршнем. Как результат — давление газов на поршень недостаточное для бодрого проворачивания коленчатого вала.
В качестве бонуса нарушается сама эффективность горения так как оно должно происходить при высоком давлении в конце такта сжатия. А при позднем зажигании оно небольшое. Отсюда и целый «букет» неисправностей в работе двигателя автомобиля. См. «Симптомы (признаки) позднего зажигания при работе двигателя».
Еще статьи по системе зажигания карбюраторного двигателя 21083 автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099
— Как понять, что сбилось зажигание?
— Раннее зажигание, признаки и причины
— Признаки неисправности датчика Холла
— Белый (серый) налет на свечах зажигания, причины появления
— Потеря мощности и приемистости двигателя, причины связанные с системой зажигания