Вычислить неисправный регулятор напряжения автомобильного генератора можно по нескольким признакам (симптомам).
На примере регулятора напряжения генератора 37.3701 автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 перечислим их в виде списка, чтобы в случае необходимости можно было быстро и точно провести диагностику неисправности.
Признаки (симптомы) неисправности регулятора напряжения генератора
В подавляющем большинстве случаев у регулятора напряжения генератора перестает как положено работать транзистор и напряжение выдаваемое генератором сразу значительно урезается, либо вовсе запирается. Как следствие появляются вот такие признаки.
1. Загорелась контрольная лампа разряда аккумулятора.
Одновременно с загоранием лампы стрелка вольтметра (если он есть) отклоняется в начало шкалы.
Возможно имеется короткое замыкание между положительным («В», «D+») и отрицательным («Ш», «DF») выводами регулятора напряжения. Или неисправен конденсатор, подключенный параллельно им. Иногда неисправность исчезает после внешней очистки регулятора напряжения. В любом другом случае необходимо его заменить.
Горит лампа разряда АКБ в комбинации приборов после пуска двигателя
2. Дергается стрелка вольтметра.
В ряде случаев неисправный регулятор напряжения начинает работать как попало. Он перестает поддерживать напряжение выдаваемое генератором в пределах 13-14 В. Оно может скакать как вверх, так и вниз. Такая нестабильность отражается на показаниях вольтметра дерганьем стрелки. Не всегда причина проблемы в неисправности именно регулятора напряжения. Иногда достаточно снять его с генератора, очистить от загрязнения, зачистить контакты после чего его работоспособность восстанавливается и стрелка больше не дергается.
См. «Почему дергается стрелка вольтметра в щитке приборов».
3. Тускло горят фары автомобиля.
Генератор вырабатывает слишком маленький зарядный ток или вовсе его не вырабатывает. Напряжение в бортовой сети низкое.
Причины: неисправен регулятор напряжения генератора, либо «пробит» диодный мост, либо имеется замыкание или обрыв в обмотках статора или якоря.
См. «Тускло горят фары, причины неисправности».
4. Мерцают фары автомобиля.
В большинстве случаев мерцание фар — признак нестабильной работы регулятора напряжения генератора или слабо натянутого ремня привода.
См. «Мерцают фары автомобиля, причины неисправности».
5. Вяло крутит стартер.
Севшая, по причине неисправности регулятора напряжения, аккумуляторная батарея не даст стартеру нормально крутить двигатель так как стартер самый мощный потребитель электроэнергии (280 А) в бортовой сети автомобиля, а обеспечить достойный пусковой ток у нее не получается.
См. «Стартер медленно крутит — «башмачит»».
6. Закипел аккумулятор.
Чем выше вращение ротора генератора, тем больше напряжение вырабатываемого генератором тока. При достижения порога 13,6 – 14,6 В (для генератора 37.3701) в работу вступает регулятор напряжения. Выходной транзистор в нем запирается, и ток через обмотку возбуждения прерывается. Когда напряжение падает ниже пороговых значений, транзистор отпирается. Такие циклы запирания-отпирания повторяются с большой частотой, поддерживая значение напряжения на выходе с регулятора в пределах 13,6 – 14,6 В. См. «Принцип действия автомобильного генератора».
В случае, если регулятор напряжения неисправен и автоматического снижения, вырабатываемого генератором напряжения не происходит (оно превышает пороговые значения) ток зарядки АКБ слишком высокий. Электролит в банках аккумулятора в таком случае закипает.
См. «Кипит аккумулятор, почему?».
Примечания и дополнения
Что делать если есть признаки неисправности регулятора напряжения генератора?
— Генератор автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 с исправным регулятором напряжения выдает зарядный ток определенного значения (для генератора 37.3701 это 13.6 – 14.6 В, для 9402.3701 это 13.2-14.7 В). Для проверки этого значения запускаем двигатель автомобиля и замеряем вольтметром напряжение на выводах АКБ на холостом ходу и на 3000-3500 об/мин с включенными потребителями. Исправный генератор должен выдавать не менее 13 В при 3000-3500 об/мин двигателя под нагрузкой, а при тех же оборотах, но без нагрузки 14.6 – 14.7 В. См. «Какое напряжение выдает генератор на автомобиле ВАЗ 2108, 2109, 21099?».
Если в ходе проверки установлено, что значения напряжения ниже нормы, заменяем регулятор напряжения новым или заведомо исправным.
Снятый регулятор можно дополнительно проверить что бы окончательно убедиться, что проблема именно в нем. См. «Проверка регулятора напряжения генератора автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099».
Проверка регулятора напряжения генератора ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Если генератор выдает слишком большой зарядный ток то следует заменить регулятор напряжения на новый или заведомо исправный. Если аккумулятор продолжает «кипеть» и после замены регулятора, придется заменить его новым. Короткое замыкание в банках — приговор для АКБ.
— Как полностью прозвонить автомобильный генератор и вычислить иные его неисправности, в частности, схожие по своим признакам с неисправностью регулятора напряжения смотри в статье — «Как прозвонить снятый автомобильный генератор?».
Еще статьи по генератору и регулятору напряжения
— Отказал регулятор напряжения генератора, что делать?
— Признаки неисправного диодного моста генератора
— Почему лампа разряда АКБ не загорается при включении зажигания?
— Почему лампа разряда АКБ горит на холостых и гаснет на оборотах?
— Регуляторы напряжения генераторов автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Проскальзывает ремень генератора, симптомы