Если ваш генератор снят для проверки, либо вы приобретаете б/у генератор и сомневаетесь в его работоспособности, то можно его прозвонить.
Что бы убедиться в его неисправности, либо исправности.
Для прозвонки используем мультиметр с режимом омметра.
В качестве примера используем генератор 37.3701 автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099.
Нас будет интересовать исправность диодов выпрямительного блока (диодного моста) — наличие или отсутствие «пробоя». Наличие короткого замыкания или обрыва в обмотке возбуждения на роторе и обмотках статора генератора. А так же исправность регулятора напряжения и конденсатора.
Как прозвонить снятый автомобильный генератор?
1. Проверяем диоды выпрямительного блока на «пробой», а обмотки статора на наличие короткого замыкания.
«Пробой» диода — неисправность, при которой он пропускает электрический ток в обоих направлениях, хотя должен пропускать только в одном.
Для проверки выставляем мультиметр в режим омметра.
Прижимаем его положительный вывод (щуп) к выводу «30» генератора (общий вывод обмоток статора), а отрицательный щуп к корпусу генератора («масса»). Если диоды выпрямительного блока (диодного моста) не «пробиты», а обмотки статора не замыкают на «массу» — сопротивление будет стремится к бесконечности.
Если же вышел из строя один или несколько диодов (диоды «пробиты») или место короткое замыкание обмоток на корпус генератора (т.е. на «массу»), то на табло мультиметра высветится какое-либо значение (обычно близкое к нулю).
![Проверка диодов и обмоток статора генератора](https://twokarburators.ru/wp-content/uploads/2024/04/Proverka-diodov-na-proboy-obmotok-statora-na-kz.webp)
Что бы более конкретно установить, что же вышло из строя прозваниваем диодный мост генератора.
2. Проверяем положительные диоды на «пробой».
Положительный щуп мультиметра, в режиме омметра, прижимаем к выводу «30» генератора. Отрицательным щупом касаемся одного из из болтов крепления диодного моста. Они видны на задней крышке генератора.
Если диоды исправны (не «пробиты»), сопротивление на табло мультиметра будет стремится к бесконечности.
![Проверка положительных диодов на пробой](https://twokarburators.ru/wp-content/uploads/2024/04/Proverka-polozhitelnyh-diodov-na-proboy.webp)
Если положительные диоды (хотя бы один диод) «пробиты», мультиметр покажет сопротивление близкое к нулю.
3. Проверяем отрицательные диоды на «пробой».
Соединяем положительный щуп мультиметра с одним из болтов крепления диодного моста. Отрицательный прижимаем к корпусу генератора. Если сопротивление стремится к бесконечности – отрицательные диоды диодного моста исправны.
![Проверка отрицательных диодов на пробой](https://twokarburators.ru/wp-content/uploads/2024/04/Proverka-otricatelnyh-diodov-na-proboy.webp)
Если отрицательные диоды (или хотя бы даже один диод) «пробиты», мультиметр покажет сопротивление близкое к нулю.
4. Проверяем дополнительные диоды.
Прижимаем положительный щуп мультиметра в режиме омметра к выводу «61» генератора (вывод дополнительных диодов). Отрицательный щуп прижимаем к одному из болтов крепления диодного моста. Если сопротивление стремится к бесконечности – дополнительные диоды исправны.
![Проверка дополнительных диодов](https://twokarburators.ru/wp-content/uploads/2024/04/Proverka-dopolnitelnyh-diodov-na-proboy.webp)
5. Проверяем обмотку возбуждения генератора на замыкание на «массу».
Выставляем мультиметр в режим омметра.
Минусовой вывод ставим на корпус генератора («массу»). Его плюсовой вывод (щуп) прижимаем, по очереди, к контактным кольцам ротора. Так как они соединены с обмоткой возбуждения.
Если в обмотках ротора отсутствует замыкание на «массу», сопротивление, на табло мультиметра, будет стремится к бесконечности. Если замыкание имеет место, то мультиметр покажет какое-либо значение.
![Проверка обмотки возбуждения генератора на короткое замыкание](https://twokarburators.ru/wp-content/uploads/2024/04/Proverka-obmotok-rotora-na-kz.webp)
6. Проверяем обмотку возбуждения генератора на «обрыв».
Плюсовой щуп мультиметра (в режиме омметра) ставим на одно контактное кольцо, а минусовой (черный) щуп на другое.
При исправной обмотке возбуждения сопротивление, на табло мультиметра, должно находиться в пределах 5-10 Ом.
![Проверка обмоток ротора на обрыв](https://twokarburators.ru/wp-content/uploads/2024/04/Proverka-obmotok-rotora-na-obryv.webp)
7. Проверяем регулятор напряжения генератора.
Для проверки регулятора напряжения генератора автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 необходим источник питания постоянного тока с возможностью регулировать выдаваемое напряжение.
См. «Проверка регулятора напряжения генератора автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099».
![Проверка регулятора напряжения](https://twokarburators.ru/wp-content/uploads/2024/04/Proverka-regulatora-napryazhenia-generatora.webp)
8. Проверяем конденсатор генератора.
Снимаем конденсатор с генератора. И измеряем его сопротивление (выставляем мультиметр в режим омметра).
Присоединяем щупы мультиметра к выводам конденсатора. Полярность не имеет значение. Если он исправен, при присоединении щупов сопротивление будет стремиться к бесконечности, потом значение сопротивления снижается (на экране мультиметра быстро проскочит несколько цифр), а затем увеличивается и опять стремиться к бесконечности.
Если вместо бесконечности на табло мультиметра высветится любое другое значение, конденсатор неисправен. См. «Как проверить конденсатор генератора?».
![Проверка конденсатора генератора](https://twokarburators.ru/wp-content/uploads/2024/04/Proverka-ispravnosti-kondensatora-generatora-373701.webp)
Если генератор прошел все проверки, то можно смело устанавливать его на автомобиль. Если нет, то необходимо принять меры к устранению неисправности. Либо к полной замене генератора новым.
Примечания и дополнения
— О том как прозвонить генератор не снимая его с автомобиля расскажем в отдельной статье на нашем сайте.
Еще статьи по генератору 37.3701 автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Проверка генератора ВАЗ 2108, 2109, 21099 без снятия
— Проскальзывает ремень генератора, симптомы
— Схема подключения генератора 37.3701 автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Как определить, что генератор автомобиля вышел из строя?