Неисправность генератора трудно спутать с иными неисправностями электрооборудования автомобиля.
Так как он отвечает за выработку электрического тока при работе двигателя, то и неисправности у него по большому счету связаны либо с исчезновением напряжения в бортовой сети, либо с его черезмерным значением. Плюс пара-тройка проблем, возникающих из-за механических повреждений.
Попробуем перечислить в виде списка признаки неисправности автомобильного генератора, причины появления каждого из них, а так же рекомендации по их самостоятельной диагностике и устранению. Чтобы при появлении подозрения на выход генератора из строя можно было бы самостоятельно определить, что именно в нем сломалось и быстро принять соответствующие меры к устранению проблемы.
В качестве примера используем генератор 37.3701, что ставился на автомобили ВАЗ 2108, 2109, 21099 и их модификации.
Как определить, что генератор автомобиля вышел из строя?
1. Лампа разряда АКБ в комбинации приборов горит при работе двигателя.
Лампа может гореть ярко, либо светиться вполнакала. Это значит, что генератор перестал вырабатывать электричество. Вот несколько возможных причин загорания лампы разряда аккумуляторной батареи: слабо натянут ремень привода генератора, вышел из строя регулятор напряжения, неисправен диодный мост (выпрямительный блок), имеется «обрыв» или короткое замыкание в обмотках статора или ротора, не работает конденсатор.
Как вычислить, что именно послужило причиной загорания лампы разряда АКБ? В первую очередь очередь проверяем натяжение ремня привода генератора Он должен прожиматься рукой где-то на сантиметр, но не больше.
Если все в порядке, проверяем регулятор напряжения. Либо заменяем его заведомо исправным, либо измеряем напряжение на клеммах АКБ при помощи вольтметра (мультиметра с режимом вольтметра). Исправный генератор автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099 должен выдавать не менее 13 В при 3000-3500 об/мин двигателя под нагрузкой (включен свет фар и печка), а при тех же оборотах, но без нагрузки 14.6 – 14.7 В.
Если регулятор напряжения часто выходит из строя стоит обратить внимание на конденсатор генератора подключенный параллельно контактам регулятора и провести его проверку.
Далее желательно провести проверку диодного моста при помощи омметра или контрольной лампы. Это можно сделать не снимая генератор и не разбирая его.
Еще несколько способов как прозвонить автомобильный генератора смотри в статье — «Как прозвонить снятый автомобильный генератор?».
2. Контрольная лампа разряда АКБ не загорелась после включения зажигания и пуска двигателя.
Зарядка так же пропала.
Часто причина проблемы — свалился наконечник провода в с вывода «61» генератора. Или пропал контакт в этом соединении из-за окисления или неплотной посадки.
Так же возможно выводы обмотки возбуждения, расположенной на роторе оторвались от контактных колец к которым прижаты щетки. Проверяем ротор, при необходимости заменяем новым.
3. Закипел аккумулятор.
Основная причина закипания автомобильного аккумулятора — слишком большой зарядный ток, вырабатываемый генератором.
Чем выше вращение ротора генератора, тем больше напряжение вырабатываемого генератором тока. При достижения порога 13,6 – 14,6 В (для генератора 37.3701) в работу вступает регулятор напряжения. Выходной транзистор в нем запирается, и ток через обмотку возбуждения прерывается. Когда напряжение падает ниже пороговых значений, транзистор отпирается. Такие циклы запирания-отпирания повторяются с большой частотой, поддерживая значение напряжения на выходе с регулятора в пределах 13,6 – 14,6 В. См. «Принцип действия автомобильного генератора».
В случае, если регулятор напряжения неисправен и автоматического снижения, вырабатываемого генератором напряжения не происходит (оно превышает пороговые значения) ток зарядки АКБ слишком высокий. Электролит в банках аккумулятора в таком случае закипает.
Если имеется подозрение, что генератор выдает слишком большой зарядный ток то следует заменить регулятор напряжения на новый или заведомо исправный. Если аккумулятор продолжает «кипеть» и после замены регулятора, придется заменить его новым так как скорее всего в его банках имеется короткое замыкание. Короткое замыкание в банках — приговор для АКБ.
4. Фары автомобиля тускло светят или мерцают.
В большинстве случаев мерцание фар — признак нестабильной работы регулятора напряжения генератора или слабо натянутого ремня привода.
5. Шум и вой при работе генератора.
Основная причина «воя» генератора — короткое замыкание обмоток статора на «массу». Без снятия генератора с двигателя самостоятельно диагностировать эту неисправность можно только заодно с иными его неисправностями. Сделать это можно в ходе описанной выше проверки: включить мощные потребители (печку, фары), установить обороты в пределах 3000 об/мин и замерить напряжение на клеммах АКБ. Должно быть не менее 13 В. Если меньше, генератор неисправен. Но, тут возможно еще имеется проблема с регулятором напряжения, обмотками ротора, диодным мостом, а не только с обмотками статора.
Что бы точно установить, что обмотки статора замыкают на «массу», нужно снять генератор с двигателя. Разобрать его. И при помощи мультиметра в режиме омметра проверить наличие КЗ.
Если при работе генератора слышен шум, то скорее всего пришла пора заменить его подшипники. См. «Замена подшипников генератора ВАЗ 2108, 2109, 21099».
Примечания и дополнения
— Существует «народный» метод проверки генератора путем снятия клеммы с АКБ на работающем двигателе. Он подходит только для карбюраторных двигателей с минимум электроники. Если после снятия клеммы двигатель глохнет, значит генератор перестал вырабатывать электрический ток.
Еще статьи по генератору автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Подшипники генератора ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Почему лампа разряда АКБ горит на холостых и гаснет на оборотах?
— Какое напряжение выдает генератор на автомобиле ВАЗ 2108, 2109, 21099?
— Проверка регулятора напряжения генератора автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Неисправности генератора ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Схема подключения лампы зарядки АКБ к генератору 37.3701 ВАЗ 2109, 2108, 21099