Почему лампа зарядки аккумулятора горит вполнакала?

Ротор генератора
Отрыв выводов обмотки возбуждения от контактных колец — одна из причин горения лампы зарядки вполнакала

Рассмотрим несколько причин неисправности «лампа зарядки аккумулятора (АКБ) горит вполнакала».

На примере лампы зарядки аккумулятора автомобиля ВАЗ 21083 (21093, 21099) с генератором 37.3701.

Признаки неисправности

После пуска двигателя автомобиля лампа зарядки аккумулятора (АКБ) в комбинации приборов не гаснет полностью, а горит вполнакала. При этом зарядка АКБ в большинстве случаев происходит. Но, может и не соответствовать норме.

Почему лампа зарядки аккумулятора горит вполнакала?

После пуска двигателя контрольная лампа заряда АКБ должна погаснуть, так как генератор начинает сам вырабатывать электрический ток и напряжение на его выводе «30» и выводе его дополнительных диодов «61» становится одинаковым. Ток в этом случае через лампу не протекает и она не горит.

Но, если вдруг контрольная  лампа не гаснет после пуска двигателя и горит вполнакала, то возможно, что напряжение вырабатываемого генератором тока ниже напряжения бортовой сети. См. «Принцип действия автомобильного генератора».

Что бы понять что к чему посмотрим как подключена и как работает лампа зарядки АКБ на этих автомобилях.

Подключение лампы зарядки АКБ на ВАЗ 21083, 21093, 21099 с генератором 37.3701 и монтажным блоком 2114-3722010-60
Схема подключения контрольной лампы зарядки аккумулятора (АКБ) на автомобилях ВАЗ 21083, 21093, 21099 с генератором 37.3701, монтажным блоком 2114-3722010-60 и «высокой» панелью приборов

Согласно этой схеме происходит следующее. После поворота ключа в замке зажигания в положение «1» — «включено» запитывается обмотка возбуждения генератора расположенная на роторе. Электрический ток при этом проходит по следующей цепи от плюса к минусу:

— «плюс» АКБ – вывод «30» генератора

— контакты 5, 6 колодки Ш8 (Х8) монтажного блока

— контакт 6 колодки Ш1 (Х1) монтажного блока

— контакты «30» и «87» реле зажигания

— контакт 3 колодки Ш1 (Х1) монтажного блока

— предохранитель №5 (F16) монтажного блока

— дополнительные резисторы по 100 Ом, 2 Вт в монтажном блоке предохранителей

— лампа заряда АКБ в комбинации приборов на передней панели

— вывод «61» генератора

— вывод «В» регулятора напряжения

— обмотка возбуждения ротора генератора (через щетку щеточного узла)

— вывод «Ш» регулятора напряжения (через другую щетку)

— «масса»

Контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи в таком случае горит, сигнализируя, что обмотка возбуждения генератора успешно запитана от АКБ и ее цепь исправна.

Если же после пуска двигателя лампа разряда АКБ горит вполнакала, то соответственно какой-либо из элементов этой цепи неисправен. Вот список возможных неисправностей.

1. Слабо натянут ремень привода генератора (и помпы).

Ремень проскальзывает на шкиву генератора. Не давая тому набрать обороты. Нормальной зарядки нет, лампа генератора горит.

Необходимо проверить натяжение ремня, надавив на него рукой. Допустимый прогиб 6-10 мм. Если больше потягиваем ремень, отодвинув генератор от двигателя, или заменяем его новым.

проверка натяжения ремня генератора 37.3701
Проверка натяжения ремня генератора 37.3701

См. «Почему свистит ремень привода генератора автомобиля?».

2. Имеются проблемы с регулятором напряжения генератора.

Генератор при этом либо не будет давать зарядку вообще, либо будет давать, но недостаточно. Контрольная лампа зарядки в щитке приборов, в таком случае, будет тускло светиться после пуска двигателя.

Проверить регулятор напряжения сложно, проще заменить заведомо исправным и посмотреть, не погасла ли лампа. Вот, на всякий случай, схема, которую можно собрать для его проверки.

проверка регулятора напряжения 2108, 2109
Проверка регулятора напряжения генератора ВАЗ 21083, 21093, 21099
3. Замыкает на массу провод на вывод «61» генератора.

До пуска двигателя вывод «61» это масса контрольной лампы зарядки АКБ. После пуска – это плюс (лампа гаснет). Но, если плюс с вывода не подается на лампу, то вместо него поступает минус с массового провода комбинации приборов и лампа не хочет затухать.

Необходимо проверить красно-синий провод, идущий на вывод «61». Возможно он где-то замыкает на массу.

4. Зависли щетки (или сильно изношены).

В результате они не соприкасаются с контактными кольцами ротора (заряд не снимается), генератор не вырабатывает электрический ток. Придется снимать регулятор напряжения со щеткодержателем и проверять состояние и подвижность щеток. Предельно допустимый износ 6 мм.

Признаки неисправности регулятора напряжения генератора
Щетки регулятора напряжения генератора
5. Загрязнены или стерлись контактные кольца на валу генератора.

К ним прижимаются щетки и если контакт щеток и контактных колец плохой, генератор не будет в должной мере выдавать нужное напряжение.

Неисправности контактных колец ротора автомобильного генератора
Контактные кольца на валу генератора

См. «Неисправности контактных колец ротора генератора».

6. Повреждена обмотка возбуждения генератора.

Возможно отпаялись выводы обмотки от контактных колец. Или в ней имеется «обрыв», или короткое замыкание. Генератор в таком случае будет выдавать нужное напряжение только на больших оборотах (лампа гаснет после нажатия на газ и снова загорается тусклым светом на холостых).

В любом случае нужно снимать генератор с двигателя и проверять его. Проверяем наличие короткого замыкания в обмотках ротора.

Потом проверяем сопротивление между контактными кольцами ротора. Если меньше 3 Ом или оно пытается стремиться к бесконечности, то обмотка повреждена.

проверка ротора генератора 2108 на КЗ
Проверка обмотки возбуждения ротора генератора 37.3701 автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 на наличие короткого замыкания
7. Повреждена обмотка статора генератора.

В обмотке появился «обрыв» или короткое замыкание. При коротком замыкании обмотки на «массу» генератор воет. Для выявления неисправности придется проверять омметром обмотку на наличие этих неисправностей.

проверка статора генератора 37.3701 на "короткое замыкание"
Проверка статора генератора 37.3701 на «короткое замыкание»

См. «Проверка статора генератора автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 (37.3701)».

8. Вышел из строя диодный мост генератора.

При этом если зарядки нет вовсе, скорее всего повреждены основные (положительные и отрицательные) диоды. Если зарядка появляется только на больших оборотах — вышли из строя дополнительные диоды от которых питается обмотка возбуждения.

Проверка диодного моста генератора Нива 21213
Общая проверка диодного моста генератора 37.3701 на наличие короткого замыкания (можно выполнить без снятия с двигателя автомобиля)

См. «Признаки «пробитого» диода диодного моста генератора».

Примечания и дополнения

— Применяемые на автомобилях ВАЗ 21083, 21093, 21099 монтажные блоки предохранителей и реле 2114-3722010-10 и 2114-3722010-18 в отличие от монтажного блока 2114-3722010-60 не имеют встроенных резисторов цепи обмотки возбуждения генератора (контрольная лампа заряда аккумулятора). На автомобилях с этими блоками резистор встроен в щиток приборов (панель 2114). Варианты подключения контрольной лампы зарядки АКБ на них рассмотрим в отдельной статье.

— Генератор 37.3701 наиболее часто применялся на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 и их модификациях. Он цельнометаллический, в отличие от генератора 9402.3701 имеющего пластмассовый кожух сзади.

Еще статьи по генераторам автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099

— Как определить, что генератор автомобиля вышел из строя?

— Какое напряжение выдает генератор на автомобиле ВАЗ 2108, 2109, 21099?

— Признаки (симптомы) неисправности регулятора напряжения генератора

— Почему лампа разряда АКБ не загорается при включении зажигания?

— Почему лампа разряда АКБ горит на холостых и гаснет на оборотах?

— Признаки «пробитого» диода диодного моста генератора

Подписывайтесь на нас!
Twokarburators-Vk
Twokarburators-Ok
Twokarburators-Telegram
Twokarburators-Dz

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *