Неисправности контактных колец ротора генератора

Неисправности контактных колец ротора автомобильного генератораВыход из строя контактных колец ротора генератора приводит к его полному отказу. При этом исчезает зарядка АКБ, после пуска двигателя загорается лампа разряда АКБ и погасить ее обычными способами не удается.

В такой ситуации многие автовладельцы начинают перебирать и заменять возможных виновников загорания лампы — регулятор напряжения, диодный мост, щеточный узел. Но все напрасно, лампа как горела так и продолжает гореть.

Горит лампа разряда АКБ после пуска
Горит лампа разряда АКБ в комбинации приборов после пуска двигателя

И в конце концов заменяют генератор на новый или заведомо исправный так до конца и не выяснив причин его отказа.

В их оправдание можно сказать только то, что неисправность контактных колец генератора не так уж часто встречается в отличие от перечисленных неисправностей и действительно приступать к ее выявлению следует только после проверки этих деталей.

Посмотрим какие же неисправности бывают у контактных колец автомобильного генератора, как их диагностировать и можно ли устранить своими силами.

В качестве примера используем генератор 29.3708 ВАЗ 2108, 2109, 21099 как типичный для большинства генераторов других автомобилей ВАЗ, рассматриваемых на нашем сайте.

Основные неисправности контактных колец автомобильного генератора

1. Загрязнение контактных колец генератора.

Со временем поверхность контактных колец, как и все внутренние детали генератора, покрываются грязью, продуктами окисления и иногда моторным маслом. Контакт между ними и щетками нарушается, обмотки возбуждения генератора не запитываются. Генератор не возбуждается и не вырабатывает электрический ток после пуска двигателя. В комбинации приборов загорается контрольная лампа разрядки аккумулятора, сигнализируя водителю, что все, генератор «сдох».

2. Износ или разрушение контактных колец генератора.

На генераторах автомобилей с большим пробегом контактные кольца чаще всего бывают сильно стерты. А в некоторых случаях уже начинают разрушаться (усталостный износ). В таком случае так же нарушается их контакт со щетками и генератор перестает работать.

3. Отрыв обмоток возбуждения от контактных колец генератора.

Периодически встречается отрыв проводов соединяющих обмотки возбуждения генератора от контактных колец. Так же эти выводы могут быть повреждены или перетерты.

Ротор генератора
Ротор генератора с обмотками возбуждения и контактными кольцами
Что делать если подозрение пало на неисправность контактных колец генератора?

Добраться до контактных колец можно только после снятия генератора. После чего необходимо, через окно под щеточный узел, оценить их состояние, а так же состояние выводов обмоток возбуждения.

Если контактные кольца загрязнены или замаслены их можно протереть растворителем и зачистить мелкой наждачной бумагой.

Если оторваны или повреждены выводы обмоток возбуждения, то придется снимать заднюю крышку генератора и припаивать их.

Если контактные кольца повреждены или сильно изношены (большая выработка), то их можно спрессовать съемником и заменить новыми (Г221А-3701202А). Либо, если нет возможности это сделать, нужно заменить ротор целиком (каталожный номер 2108-3701200).

Помимо этого в любом случае необходимо проверить при помощи омметра обмотки возбуждения генератора на короткое замыкание и обрыв. См. «Проверка ротора генератора автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099».

Примечания и дополнения

— Для чего нужны и как работают контактные кольца ротора автомобильного генератора?

После поворота ключа в замке зажигания в положение «1» — «включено» запитывается обмотка возбуждения генератора расположенная на роторе. Электрический ток проходит по следующей цепи от плюса к минусу:

— «плюс» АКБ – вывод «30» генератора

— контакты 5, 6 колодки Ш8 монтажного блока

— контакт 6 колодки Ш1 монтажного блока

— контакты «30» и «87» реле зажигания

— контакт 3 колодки Ш1 монтажного блока

— предохранитель №5 монтажного блока

— дополнительные резисторы в монтажном блоке

— лампа заряда АКБ на панели приборов

— вывод «61» генератора

— вывод «В» регулятора напряжения

— обмотка возбуждения ротора генератора (через щетку щеточного узла)

— вывод «Ш» регулятора напряжения (через другую щетку)

— «масса»

Контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи горит, сигнализируя, что обмотка возбуждения генератора запитана от АКБ и ее цепь исправна.

После пуска двигателя автомобиля генератор приводится в движение ремнем от шкива на коленчатом валу двигателя, начинает вырабатывать электрический ток и подавать его на потребители (электрооборудование автомобиля). Происходит это следующим образом:

Протекающий по обмотке возбуждения генератора электрический ток создает вокруг полюсов ротора магнитное поле.

При вращении ротора его полюса попеременно проходят над каждым из зубцов статора генератора. При этом магнитный поток, проходящий через зубцы статора, меняется по величине и направлению. Он пересекает витки обмотки статора и создает в нем электродвижущую силу (ЭДС). Обмотка статора начинает выдавать электрический ток переменного напряжения.

— Переменный ток, вырабатываемый генератором, преобразуется в постоянный в выпрямительном блоке (диодном мосту) генератора и подается потребителям через вывод «30». Он же через дополнительные диоды (их общий вывод) питает обмотку возбуждения генератора.

— Иногда, при загрязнении или износе контактных колец генератора лампа заряда АКБ может гореть вполнакала.

Еще статьи по генераторам автомобилей ВАЗ

— Проверка диодного моста генератора автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 (на снятом с двигателя генераторе)

— Замена подшипников генератора автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Схема подключения генератора 37.3701 автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Проскальзывает ремень генератора, симптомы

Подписывайтесь на нас!
Twokarburators-Vk
Twokarburators-Ok
Twokarburators-Telegram
Twokarburators-Dz

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *