После пуска двигателя, на холостых или малых оборотах под нагрузкой, лампа разряда АКБ в комбинации приборов должна гаснуть.
Если она моргает или горит постоянно (ярко или вполнакала), а с повышением оборотов гаснет, то генератор скорее всего не возбуждается и не выдает электрический ток.
На примере генератора и контрольной лампы автомобиля ВАЗ 2109 (2108, 21099) разберемся в причинах горения и моргания лампы при работе двигателя на ХХ и малых оборотах коленчатого вала.
![Лампа разряда АКБ](https://twokarburators.ru/wp-content/uploads/2021/08/image2069.png)
Почему горит или моргает лампа разряда АКБ после пуска двигателя?
1. Слабо натянут ремень привода генератора.
Слабое натяжение ремня привода генератора на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 приводит к его проскальзыванию по шкивам. Это не позволяет генератору поддерживать рабочие обороты, развивать необходимую мощность и постоянно выработать электрический ток нужного напряжения. Зарядка то пропадает, то возобновляется, либо вовсе пропадает на некоторое время. Лампа разряда АКБ в комбинации приборов будет мигать в такт с падением и повышением напряжения или постоянно гореть, когда тока нет вообще. На вольтметре (если он установлен) будет дергаться стрелка или она будет падать в красную зону в начале шкалы.
В таком случае в первую очередь необходимо проверить и отрегулировать натяжение ремня, а возможно даже заменить его новым если обнаружен сильный износ. См. «Проверка натяжения ремня привода генератора автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099».
![замена ремня генератора 37.3701](https://twokarburators.ru/wp-content/uploads/2018/11/image1265.png)
2. Отпаялись резисторы в монтажном блоке или комбинации приборов.
Из-за этого генератора не возбуждается на малых оборотах.
До запуска двигателя и при низких оборотах к/вала на обмотку возбуждения генератора напряжение подается через контрольную лампу в комбинации приборов. А если быть точнее, то оно поступает через два резистора по 100 Ом и диод, установленные в монтажном блоке (17.3722 с пальчиковыми предохранителями) или в комбинации приборов на более поздних моделях автомобилей. См. схему ниже. Контрольная лампа установлена параллельно этим резисторам, для сигнализации водителю о неисправности. Ток протекает на вывод «61» генератора и далее на вывод «В» регулятора напряжения, обмотку возбуждения на роторе генератора (через щетку щеточного узла), вывод «Ш» регулятора напряжения (через другую щетку) и на «массу».
После запуска двигателя автомобиля возбуждение генератора происходит от дополнительных диодов, установленных в его выпрямительном блоке (диодном мосту). Контрольная лампа заряда АКБ гаснет, так как напряжение на выводе «30» и выводе дополнительных диодов «61» становится одинаково (так как генератор возбудился и стал вырабатывать электричество). Ток в этом случае через лампу и резисторы не протекает и она гаснет.
Но если резисторы в монтажном блоке или комбинации по каким-то причинам отпаялись, то ток на обмотку возбуждения генератора не поступает, он не возбуждается, лампа в комбинации приборов горит или моргает. Водитель нажимая на педаль газа и увеличивая обороты двигателя автомобиля одновременно увеличивает обороты вала генератора с обмоткой возбуждения. Генератор самовозбуждается и начинает выдавать ток. Лампа разряда аккумулятора гаснет.
Для устранения неисправности придется снимать и разбирать монтажный блок или комбинацию приборов, и припаивать резисторы.
Такие неисправности как «обрыв» в обмотке возбуждения генератора, повреждение дополнительных и основных диодов на выпрямительном блоке, отказ регулятора напряжения, «кз» или «обрыв» в обмотках статора генератора приводят к тому, что лампа разряда АКБ горит постоянно при работе двигателя, на любых оборотах коленчатого вала. Они рассмотрены в статье «Горит лампа разряда АКБ, причины».
Примечания и дополнения
Одна из схем подключения генератора 37.3701 на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099.
Еще статьи по генераторам автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Как проверить конденсатор генератора?
— Признаки «пробитого» диодного моста генератора
— «Воет» автомобильный генератор, причины неисправности
— Схема подключения лампы зарядки АКБ к генератору 9402.3701 ВАЗ 21093
— Подшипники генератора автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Проверка диодного моста генератора без снятия его с двигателя
один раз столкнулся с такой бедой и офигел.когда разобрал генератор.на обмотке статора один провод в обрыве.у второго почти нет контакта.исправил и всё заработало как часики