Любая неисправность втягивающего (тягового) реле стартера сразу же отражается на его работе не в лучшую сторону.
Попробуем разобраться какие существуют признаки выхода его из строя. Что бы в случае возникновения проблем со стартером быстро определить от чего что.
В качестве примера используем стартер 29.3708 с втягивающем реле 2108-3708805. Что ставился на автомобили ВАЗ 2108, 2109, 21099 и их модификации.
Основные признаки неисправности втягивающего реле стартера автомобиля
1. Втягивающее реле не срабатывает, стартер не крутит.
А именно, при повороте ключа в замке зажигания, стартер не подает признаков жизни. Втягивающее реле не щелкает, вал не вращается. Двигатель автомобиля не запускается. Такое возможно если.
— Соскочил наконечник провода с вывода на корпусе втягивающего реле стартера.
К втягивающему (тяговому) реле стартера 29.3708 присоединен один провод. На ВАЗ 2108, 2109, 21099 это обычно красный или малиновый провод. По нему запитывается обмотка втягивающего реле.
Помимо того, что наконечник может соскочить, он так же может окислится. Либо он не поджат и болтается на выводе реле. В любом случае электрический ток на реле не поступает и оно не работает.
Для устранения неисправности необходимо проверить провод на вывод реле стартера. И его наконечник. В большинстве случаев можно устранить проблему если несколько раз надеть-снять наконечник с вывода.
— Неисправно втягивающее реле стартера (заклинило, сгорело и т.п.).
Такое вполне себе возможно на стартере автомобиля с большим пробегом. Либо, если реле стартера имеет дефект в виду низкого качества изготовления. Или, если были случаи, когда стартер не отключался после пуска двигателя.
В обмотках реле создается тяговое усилие (10-12 кгс), которое перемещает расположенный внутри него якорь. Якорь втягивается и перемещает шток с контактной пластиной, которая замыкает контактные болты (к верхнему постоянно подведен ток от АКБ, нижний является выводом обмоток статора самого стартера).
Замыкание контактных болтов пластиной при срабатывании тягового реле сопровождается щелчком (реле щелкает). При втягивании якоря работает втягивающая обмотка реле, при удержании якоря во втянутом положении для обеспечения работы стартера вступает в действие удерживающая обмотка реле.
Если в обмотках реле имеется обрыв, то всего этого не произойдет по причине отсутствия электрического тока. Стартер работать не будет.
Помимо неисправности втягивающего реле стартера такой признак может возникнуть в случае если ток не поступает на реле. Например, когда.
— Полностью разряжена аккумуляторная батарея.
— Сильно окислены выводы аккумуляторной батареи.
— Неисправно реле стартера на щитке моторного отсека (окислились его выводы или «обрыв» внутри реле).
— Отсоединились провода в контактной части выключателя зажигания (розовый и красный провод).
— Имеется «обрыв» в электрической цепи включения стартера.
См. «Не работает стартер автомобиля, причины неисправности».
2. Втягивающее реле срабатывает (щелкает), а стартер не работает.
Такое возможно если при срабатывании реле контактная пластина внутри него не замыкает контактные болты. Например, по причине износа (выработки).
Помимо неисправности втягивающего реле стартера такой признак может возникнуть в случае если пусковой ток слишком слабый. Например когда.
— Сильно разряжена аккумуляторная батарея.
— Окислены выводы аккумуляторной батареи.
— Неисправно реле включения стартера (окислились выводы).
— Плохой контакт минусового провода от АКБ к «массе».
Как определить, что именно реле стартера вышло из строя?
Для быстрой проверки исправности реле можно сделать следующее. При помощи отвертки замыкаем выводы тягового реле стартера. При этом рукоятка отвертки должна не пропускать электрический ток, касаться ею нужно строго двух выводов, но не «массы».
Наблюдаем за стартером. Если он стал крутить, то неисправно тяговое реле, либо цепь включения стартера. Если стартер не работает, то скорее всего неисправен он сам (короткое замыкание или обрыв обмоток, износились щетки, загрязнен или изношен коллектор и пр.). См. «Быстрая проверка исправности стартера».
Если установлено, что втягивающее реле сгорело, то его придется заменить на новое или заведомо исправное.
Таким образом мы определили два основных признака по которым можно самостоятельно определить, что втягивающее реле стартера автомобиля неисправно. А так же рассмотрели способ точной проверки его исправности.
Примечания и дополнения
— Помимо перечисленных выше проблем с электрикой по причине которых реле срабатывает, а стартер не крутит, возможно еще заклинивание помпы двигателя или самого двигателя. Что бы проверить так это или не так нужно попытаться провернуть коленчатый вал (на ВАЗ 2108, 2109, 21099 отверткой за зубцы маховика в лючке картера сцепления).
— Признаки неисправности втягивающего реле стартера на других моделях стартеров автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 будут аналогичны. Так как работает это реле на них так же как и на 29.3708.
Еще статьи по стартеру автомобилей ВАЗ
— Как заставить стартер автомобиля энергичней крутить?
— Предварительная проверка исправности снятого стартера
— Как понять, что щетки стартера вышли из строя?
— Почему стартер плохо крутит при заряженном аккумуляторе?
— Как отремонтировать втягивающее реле стартера?