Если удается вовремя определить износ (выработку) цилиндров двигателя, то, в некоторых случаях, можно избежать большого и сложного ремонта двигателя автомобиля.
Так при определенных его значениях не потребуется даже проводить расточку.
Попробуем разобраться как можно определить наличие выработки на стенках цилиндров, а так же какие значения критичны для этой проблемы.
1. Определяем выработку (износ) цилиндров при помощи эндоскопа.
Если быть точнее видеоэндоскопа. Этот прибор имеет видеокамеру на щупе и монитор. Камеру можно просунуть в цилиндр через свечное отверстие. И в режиме реального времени, на мониторе, наблюдать состояние его стенок.
Определение износа (выработки) таким способом можно считать предварительным. То есть увидеть выработку можно, но определить ее величину довольно сложно. Особенно если нет особого опыта в диагностике автомобильных двигателей.
Для более точного определения степени износа, придется снять головку блока двигателя.
2. Определяем степень износа цилиндров двигателя «на глаз» и «на ощупь».
При снятой головке блока двигателя доступ к стенкам цилиндров будет полный. Как визуальный, так и тактильный.
Если имеется износ, то в верхней части цилиндра, в месте остановки верхнего компрессионного кольца поршня будет хорошо заметна кольцевая полоса. Если взять и провести пальцем по этой полосе, то можно ощутить ступеньку. Это и есть выработка.
Более точное определение степени износа цилиндров двигателя автомобиля производится специальным инструментом — нутромером.
3. Определяем износ цилиндров с помощью щупа.
Предварительно определить степень износа цилиндра можно измерив при помощи щупа зазор между поршнем и стенкой цилиндра. Например, для двигателей 2108, 21081, 21083, 2111 должно быть не более 0,025 0,045 мм. Таблицу величины зазоров для разных двигателей автомобилей ВАЗ смотри в статье — «Зазор между поршнем и цилиндром двигателей автомобилей ВАЗ».
4. Определяем величину износа цилиндров при помощи нутромера.
Нутромер — специальный прибор для измерения внутреннего диаметра. Перед измерением он должен быть настроен на ноль специальным калибром. Индикатор нутромера имеет шкалу с ценой делен 0,01 мм. В ходе измерения нутромер покажет величину отклонения от нуля. Что и будет величиной износа цилиндров двигателя автомобиля.
Для проведения измерения вставляем прибор в цилиндр.
Оно производится на разной глубине и в нескольких плоскостях. Чтобы определить места выработки. Предельно допустимый диаметр определяется по наиболее изношенному цилиндру.
Работа с нутромером требует определенного опыта, знаний и точности. В противном случае точно определить насколько изношен цилиндр, имеется ли в нем овальность или бочковидность не удастся. Мы рассмотрим ее в отдельной статье на нашем сайте.
Какова величина предельного износа стенок цилиндров?
Предельный износ цилиндров двигателей автомобилей ВАЗ составляет 0,15 мм. Обычно он наблюдается в районе остановки верхнего компрессионного кольца поршня в верхней мертвой точке (ВМТ). Обнаружив такой износ (до 0,15 мм) придется провести как минимум хонингование цилиндров.
В случае превышения значения в большую сторону, необходимо выполнить расточку блока цилиндров. Под ближайший ремонтный размер поршней. На двигателях ВАЗ, рассматриваемых на нашем сайте это 0,4 мм и 0,8 мм. Плюс к этому, оставляется припуск 0,03 мм на последующее хонингование.
Если это значение в пределах 0,5-0,8 мм можно ни чего с двигателем не делать и продолжать так ездить дальше.
На что еще нужно обратить внимание при определении износа (выработки) цилиндров?
Довольно часто износ цилиндров сопровождается механическим повреждением его стенок. Например, это длинные продольные риски, оставленные твердыми частицами (окалина от нагара, мелкие камешки, мелкие детали, мусор из масла и пр.). Так же могут быть короткие мелкие риски, оставленные поршневыми кольцами с отлетевшим хромовым покрытием. При работе в условиях перегрева или масляного голодания. Либо зеркало цилиндров может иметь матовый оттенок из-за пыли, попавшей туда через негерметичный корпус воздушного фильтра двигателя.
При обнаружении рисок и царапин растачивать цилиндры придется вне зависимости от степени их износа. Иначе справится с масложором не удастся ни как.
Помимо этого цилиндры могут иметь овальный или бочкообразный износ. Который образуется при контакте с юбкой поршня. Допустимая овальность цилиндров блока двигателя 0,02-0,003 мм.
Что делать, если цилиндры имеют выработку выше максимально допустимого предела?
В таком случае необходимо определить до какого именно ремонтного размера растачивать цилиндры. Обычно это, как сказано выше, 0,4 или 0,8 мм (первый и второй ремонтный размер).
Потом приобретаются поршни под нужный ремонтный размер.
После чего производится расточка цилиндров до нужного размера на специальном станке. С последующим их хонингованием. Каждый цилиндр подгоняется под каждый конкретный поршень. Менять их местами после расточки нельзя.
Овальность, бочковидность и конусность цилиндров так же устраняются в процессе растачивания.
Обычно мастер, помечает поршень цифрой на днище. Которая соответствует номеру цилиндра, для которого тот предназначен.
Таким образом мы рассмотрели несколько способов определения выработки (износа) цилиндров двигателя автомобиля. Используя их можно сделать вывод о том, требуется двигателю ремонт или можно еще подождать. И при этом не ошибиться.
Примечания и дополнения
Цилиндры блока по диаметру разбиты на пять классов. Их размеры отличаются на 0,01 мм. Это классы А, В, С, D, E. Класс цилиндра выбит на нижней плоскости блока двигателя. Класс поршня отмечен на его днище. Для ремонта двигателя обычно используют только три из них — А, С, Е.
Помимо перечисленных выше способов проверки выработки существует еще один. Это довольно простой, проверенный временем, способ как проверить нормальный зазор между поршнями и цилиндрами двигателя или нет. Без применения измерительной аппаратуры и щупов. Но, он выполняется на полностью разобранном двигателе. И часто применяется при определении качества расточки и подбора поршней цилиндров после ремонта.
Для выполнения проверки необходимо вставить поршень в цилиндр и посмотреть как он будет опускаться вниз.
Если поршень просто упадет или быстро проскользит, зазор слишком большой. Если застрянет и не будет опускаться, зазор слишком мал. В идеале поршень должен медленно, под собственным весом, опускаться вниз по цилиндру. Допускается легкое нажатие пальцем на днище поршня, что бы он начал движение.
Еще статьи по двигателям автомобилей ВАЗ
- Когда нужна расточка цилиндров двигателя ВАЗ?
- Применяемость поршней на некоторых двигателях ВАЗ
- Проверка цилиндров двигателя на утечку сжатым воздухом
- Неисправности двигателя выявляемые измерением компрессии
- Установка головки блока цилиндров двигателя 21083 (1,5 л)