Вопрос о том, нужно ли прогревать холодный бензиновый двигатель автомобиля после пуска или можно сразу начать движение волнует большинство автовладельцев так как на кону его исправность и ресурс.
Ведь бытует мнение, что один холодный пуск по величине износа сопоставим с 1000 км пробега. Попробуем разобраться с этим вопросом и понять, когда целесообразно прогревать двигатель, а когда можно сразу ехать.
Нужно ли прогревать холодный двигатель автомобиля?
Карбюраторный двигатель, с ручным управлением воздушной заслонкой (подсосом), после холодного пуска, прогревать на холостом ходу придется однозначно. Хотя бы непродолжительное время.
А вот с инжекторным дела обстоят несколько иначе. В нем прогревом управляет электронная система управления двигателем (ЭСУД), которая корректирует количество впрыскиваемого топлива и угол опережения зажигания в зависимости от температуры охлаждающей жидкости. Что позволяет наиболее точно управлять прогревом.
Рассмотрим плюсы и минусы прогрева на холостом ходу и в движении. На примере уже не нового инжекторного двигателя (как раз такого, что расматриваются на нашем сайте). А потом сделаем вывод, какой способ предпочтительнее.
Плюсы и минусы прогрева двигателя на холостом ходу.
Обороты коленчатого вала не слишком большие. Топлива сгорает не так много. Из-за этого прогрев как самого двигателя так и масла в нем затягивается во времени.
Зазоры между холодными деталями довольно малы. Масла для смазки в них немного. Помимо этого, если есть проблемы с подтеканием форсунок, при пуске лишний бензин будет смывать масло со стенок цилиндров. Есть риск повышенного износа трущихся поверхностей.
Так же, при прогреве двигателя на холостом ходу, активно покрываются нагаром и могут отказывать свечи зажигания. Так как ЭСУД на этом режиме работы подает в двигатель несколько обогащенную топливную смесь. А если двигатель начал работать с перебоями, то сразу появляется риск повредить нейтрализатор. Из-за того, что в него будет выбрасываться и в нем догорать не сгоревшее во время пропусков зажигания топливо.
Плюс ко всему отработанные газы, выходящие из выхлопной трубы системы выпуска холодного двигателя — источник целого букета токсичных соединений.
Но зато, так как прогрев идет медленно и постепенно, мало конфликтов между расширяющимися деталями двигателя. Которые изготовлены из разных материалов и тепловое расширение у них разное.
Плюсы и минусы прогрева холодного двигателя во время движения автомобиля.
Прогрев холодного двигателя и его масла во время движения происходит гораздо быстрее чем на холостом ходу. Масло быстрее поступает в зазоры между трущимися деталями и снижает риск их износа.
Вместе с тем нагрузка во время движения на холодный двигатель создает значительные термические напряжения в отдельных деталях. Что повышает риск их и выхода из строя.
За счет быстрого прогрева выхлоп из глушителя лишь непродолжительное врем токсичен.
Таким образом, как мы видим, в прогреве холодного двигателя как на холостом ходу так и во время движения есть свои плюсы и минусы. И вроде бы можно использовать и тот и другой способ в зависимости от ситуации и обстоятельств.
Но есть один козырь который перевешивает чашу весов в пользу способа прогрева в движении. Это моторное масло.
Если в двигатель автомобиля залито более-менее приемлемое моторное масло. Соответствующее по своим параметрам техническим требованиям для данного двигателя и реальным климатическим условиям. То можно не греть двигатель на холостом ходу, а практически сразу после пуска стартовать в нужном направлении. Особо не заботясь о состоянии мотора. Так как современные моторные масла обладают нужными свойствами, позволяющими свести к минимуму негативные последствия от холодного пуска и прогрева.
Если водитель уверен в своем моторном масле, то он может после запуска двигателя погреть его секунд тридцать на холостом ходу (пока масло закачается в головку блока), а потом не торопясь тронутся в путь. Не дожидаясь пока температура охлаждающей жидкости приблизится к рабочей.
Километр-другой можно ехать неспешно, без излишней нагрузки на двигатель. Прогревая попутно агрегаты трансмиссии, подшипники, шины, амортизаторы и всевозможные резинки в подвеске. За это время двигатель прогреется и дальше уже можно передвигаться как обычно.
Таким образом, делаем вывод, что на автомобильных двигателях, использующих соответствующее современное моторное масло нет смысла длительно прогревать холодный двигатель на холостом ходу. Проще это сделать во время движения не теряя драгоценного времени и не загрязняя окружающий воздух.
Примечания и дополнения
— Определенные коррективы в выбор способа прогрева двигателя может внести погода. Например, в лютый мороз или при перепаде температур, когда стекла автомобиля покрыты коркой льда. В таком случае так или иначе придется греть двигатель на холостом ходу. Хотя бы для того, чтобы что бы печка могла прогреть салон.
Еще статьи по автомобильным двигателям
— Быстрая диагностика причин перегрева двигателя автомобиля
— Заливает свечи зажигания моторным маслом, причины
— Визуальная проверка натяжения ремня привода ГРМ двигателя
— Диагностика двигателя перестановкой местами свечей зажигания
— На каких двигателях ВАЗ гнет клапана при обрыве ремня ГРМ?