Почему в четвертом (4-м) цилиндре двигателя свеча черная?

Почему в четвертом (4-м) цилиндре двигателя свеча черная?Существует неисправность причины которой являются неразрешимой загадкой для большинства автовладельцев.

Это, когда свеча зажигания именно в одном четвертом цилиндре двигателя черная, а в остальных нет.

При этом перестановка местами свечей или высоковольтных проводов не помогает устранить проблему. Чернеет именно четвертая свеча, е если переустановить ее, например, во второй цилиндр, то она начинает работать как положено, нагар на электродах становится уже не черный, а как и положено — коричневый.

На примере карбюраторного двигателя 21083 (1,5 л) автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099 разберемся с причинами этой неисправности.

Почему в четвертом цилиндре двигателя свеча черная, а в остальных нет?

1. В четвертом цилиндре понижена компрессия.

Это основная причина такой неисправности. Из-за конструктивных особенностей и особенностей работы в двигателе 21083 (равно как и в других двигателях  автомобилей ВАЗ) быстрее всего выходят из строя поршневые кольца именно в четвертом цилиндре. Если на небольших пробегах эта проблема практически ни как не проявляет себя, то на двигателе отмотавшем уже не один круг эта «болячка» начинает вылазить наружу.

А низкая компрессия — это нарушение как минимум одного из условий эффективного сгорания топливной смеси — снижения давления в конце такта сжатия, когда, наоборот, оно должно быть максимально допустимым. В результате смесь сгорает не полностью и оседает в виде черного налета, а в особо запущенных случаях, в виде черного нагара на электродах свечи четвертого цилиндра.

Поэтому при возникновении неисправности с почернением свечи 4-го цилиндра нужно измерить компрессию в цилиндрах двигателя и по ее величине оценить состояние поршневой группы двигателя автомобиля. Если нет компрессометра можно провести предварительную проверку наличия компрессии при помощи подручных средств. См. «Проверка исправности двигателя автомобиля при помощи пробки».

Проверка исправности двигателя автомобиля при помощи пробки
Проверка наличия давления в цилиндре двигателя при помощи пробки
2. «Подсос» воздуха через вакуумный усилитель тормозов.

Шланг от вакуумного усилителя тормозов присоединяется к впускному коллектору в районе четвертого цилиндра и в случае не герметичности позволит лишнему воздуху «подсасываться» и обеднять поступающую в него топливную смесь.

Обеднение топливной смеси нарушает ее эффективное сгорание и при определенных условиях приводит к появлению черного налета на электродах свечи.

Не герметичность шланга вакуумного усилителя тормозов
Не герметичность шланга вакуумного усилителя тормозов часто приводит к обеднению топливной смеси в четвертом цилиндре

Что бы определить есть «подсос» постороннего воздуха через этот шланг или нет необходимо заглушить его (пережать) и посмотреть как работает двигатель. Обычно, если есть «подсос», он троит, а при заглушенном шланге перестает троить. Так же показателем имеющегося «подсоса» является возросшее усилие на педали тормоза, так как в таком случае плохо работает вакуумный усилитель тормозов.

Другие причины, которые мы перечислим дальше, можно отнести к случайным, они могут приводить к почернению электродов свечи не только четвертого цилиндра, но и любых других.

3. Утечка тока высокого напряжения на «массу».

Причем именно на четвертой свече или ее высоковольтном проводе. На свече ток может уходить через трещину в изоляторе, грязь на ее внешней части или через нагар на электродах. Высоковольтный провод может «пробивать» через грязную или сырую поверхность, а так же через потрескавшуюся изоляцию. В результате, опять же, сила искры значительно снижается (либо она вовсе проскакивает через раз), что напрямую влияет на процесс горения и оседания несгоревшей топливной смеси в виде черного нагара на электроды одной свечи.

Подробно о проблеме утечки тока см. «Признаки утечки тока высокого напряжения на массу».

4. Слишком большой тепловой зазор у выпускного клапана.

При большом тепловом зазоре у выпускного клапана ухудшается вентиляция цилиндра и удаление отработанных газов из камеры сгорания так как уменьшается просвет между тарелкой клапана и седлом в головке блока. Газы примешиваются к топливной смеси, ухудшая ее состав. Такая смесь горит с выделением копоти и сажи, которые оседают на деталях камеры сгорания и в том числе на электродах и изоляторе свечи.

См. «Признаки больших тепловых зазоров клапанов в двигателе автомобиля».

5. В камеру сгорания попадает моторное масло.

При попадании в камеру сгорания моторного масла (например, через изношенный маслосъемный колпачок на клапане в четвертом цилиндре), состав топливной смеси меняется и при горении она даст черный нагар на электродах свечи. При постоянной работе с такой неисправностью нагар будет не просто черным, а маслянисто-черным.

6. Свеча зажигания не соответствует двигателю по калильному числу.

В случае, если на двигатель были установлены разные свечи зажигания (например, если заменяли неработающую или водитель вообще просто ставит свечи какие есть под рукой) возможно одна из них имеет более высокое калильное число (холодная свеча). В таком случае свеча не самоочищается, так как не выходит на рабочий температурный режим самоочищения. Нагар на ее электродах всегда будет черный, а на остальных свечах нет.

свеча зажигания для жигулей
Свеча зажигания со средним значением калильного числа, применяется на большинстве двигателей ВАЗ

Подробно о калильном числе и горячих и холодных свечах см. ««Горячие» и «холодные» свечи зажигания, калильное число».

Таким образом, зная причину неисправности «почему одна свеча черная, а остальные нет», можно смело приступать к устранению проблемы и восстановлению нормальной работы двигателя автомобиля.

7. Слишком маленький зазор между электродами на одной свече.

Для свечей двигателя 21083 с бесконтактной системой зажигания необходим зазор 0,7-0,9 мм. При меньшем зазоре искра получится короткой и слабой, сгорание топливной смеси ухудшается. Несгоревшие углеводороды оседают черным налетом, а затем и черным мохнатым нагаром на электродах и изоляторе свечи. А так как свеча при маленьком зазоре плохо самоочищается, то нагар постепенно накапливается и выводит свечу из строя.

зазор свеча зажигания
Проверка и регулировка зазора между электродами свечей зажигания

Зазор можно проверить и отрегулировать самостоятельно. См. «Проверка и установка зазора между электродами свечей зажигания».

8. Свеча установлена в двигатель с двумя уплотнительными кольцами.

Обычай устанавливать свечи с двумя уплотнительными кольцами на двигатель обычно ни к чему хорошему не приводит. При такой установке электроды свечи будут утоплены в свечном отверстии, в результате ухудшится поджиг горючей смеси и оседание ее несгоревших остатков в виде черного нагара. Поэтому необходимо проверить, не стоят ли на четвертой свече два уплотнительных кольца и принять меры к устранению неисправности.

Подробно о такой проблеме см. «Особенности замены свечей зажигания».

9. Окислен или разрушен один контакт в крышке трамблера.

В результате искра на одну свечу доходит через раз, условия сгорания топливной смеси ухудшаются, электроды свечи чернеют.

элементы крышки трамблера
Контакты крышки трамблера автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

Примечания и дополнения

— Часто встречающиеся последствия наличия нагара на четвертой свече и соответственно ее плохой работы — троение двигателя на холостом ходу, либо троение исчезающее по мере прогрева, провалы и рывки при нажатии на педаль газа, дерганье при разгоне, хлопки в глушитель, черный или темно-серый дым из глушителя. Если поднести лист бумаги к выхлопной трубе глушителя, он будет пахнуть маслом или бензином.

Еще статьи свечам зажигания для двигателя 21083 автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099

— Диагностика двигателя перестановкой местами свечей зажигания

— Чем различаются свечи зажигания для инжекторного и карбюраторного двигателя?

— Порядок присоединения высоковольтных проводов к крышке трамблера ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Хитрый способ установки свечей зажигания в двигатель

— Чем опасен слишком большой зазор на свечах зажигания?

— Диагностика двигателя автомобиля по хлопкам из глушителя

Подписывайтесь на нас!
Twokarburators-Vk
Twokarburators-Ok
Twokarburators-Telegram
Twokarburators-Dz

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *