Установка распредвала (распределительного вала) на двигатель автомобиля 2111 (1,5 л., 8 клапанов) и двигатель 21114 (1,6 л., 8 клапанов) автомобиля ВАЗ 2114, ВАЗ 2115, ВАЗ 2113 требует знания некоторых особенностей выполнения этой работы.
Без понимания и применения которых, после попытки пуска двигателя, придется все разбирать и переделывать заново. Возможно даже с заменой части деталей двигателя на новые.
Рассмотрим эти особенности и общепринятый порядок установки.
Необходимые инструменты приспособления и запчасти
— Торцовый ключ, либо головка с воротком на «13».
— Торцевой ключ или головка на «17».
— Герметик (прокладочный).
— Новые шпильки и гайки крепления корпусов распредвала (распределительного вала).
— Приспособление — шпильковерт. Для отворачивания и заворачивания шпилек. Если его нет, можно использовать две гайки, навернутые на резьбу шпильки и затянутые относительно друг друга.
Новый сальник распределительного вала 2108-1005034. См. «Все сальники двигателя 2111 автомобилей ВАЗ 2113, 2114, 2115».
Подготовительные работы
— Тщательно очищаем сопрягаемые поверхности корпусов подшипников распределительного вала и головки блока от загрязнений и старого герметика.
— Прочищаем, промываем бензином или соляркой резьбовые отверстия под шпильки крепления корпусов распредвала. В случае, если эти шпильки демонтировались из головки блока.
— Оцениваем состояние старых шпилек. Их деформация и повреждение резьбы на них не допускается. Заменяем проблемные шпильки новыми. Для замены используем специальное приспособление шпильковерт или крепеж из двух гаек.
Установка распредвала на двигатель 2111 автомобиля ВАЗ 2114, ВАЗ 2115, ВАЗ 2113
1. Укладываем распредвал в головку блока цилиндров двигателя.
— Перед укладкой распредвала в постели головки блока обильно смазываем моторным маслом его кулачки и и опорные шейки (пастели) на которые он опирается.
На заднем конце распределительного вала 2111-1006010-00 двигателя 21114 (1,6 л.) автомобилей ВАЗ 2114, 2115, 2113 имеется штифт. Который необходим для определения положения распредвала датчиком ДПРВ (датчик положения распределительного вала — датчик фаз). Такой датчик имеется в составе электронной системой управления двигателя (ЭСУД) под нормы Евро-3 (фазированный впрыск топлива). Он установлен в задней заглушке распредвала.
Этот распределительный вал (2111-1006010-00) должен быть уложен в пастели головки блока строго штифтом вверх.
Другой распределительный вал 2110-1006015-00 не имеет такого штифта. Так как система ЭСУД двигателя 2111 (1,5 л.), на который он устанавливается, автомобилей ВАЗ 2114, 2115, 2113, не имеет датчика фаз (ЭСУД выполняет нормы Евро-2, попарно-параллельный впрыск топлива).
Он должен быть уложен так, что бы кулачки на первом цилиндре смотрели вверх. Эта же особенность относится и к распредвалу со штифтом. Его передние кулачки так же должны смотреть строго вверх.
2. Наносим герметик в определенных местах.
— Перед установкой половинок корпуса подшипника на головку блока наносим тонкий слой герметика. На место контакта передней и задней половинок корпуса и привалочной поверхности головки блока. А именно — в районе переднего сальника и задней заглушки.
3. Устанавливаем корпуса подшипников на головку блока.
В передней части двигателя должен стоять короткий корпус подшипников. В задней части — длинный. Насаживаем на шпильки сразу два корпуса. До упора.
4. Затягиваем гайки крепления корпусов подшипников.
Затяжку гаек крепления корпусов подшипников распредвала производим в несколько проходов в определенной последовательности (от середины к краям), момент затяжки 18,4-22,6 Н.м (1,9-2,3 кгс.м).
Для затяжки используем торцевой ключ или головку на «17». Так же желательно использовать динамометрический ключ для точного определения момента затяжки гаек. В противном случае корпус подшипников может треснуть. См. «Треснул корпус подшипников распределительного вала двигателя».
5. Устанавливаем на место сальник распредвала.
Перед установкой убеждаемся, что посадочное отверстие под сальник чистое и сухое. Смазываем рабочую кромку сальника моторным маслом и насаживаем его на распредвал.
После чего запрессовываем сальник до упора. Для запрессовки можно использовать головку на «30», отрезок трубы подходящего диаметра или специальную оправку.
Все, распредвал полностью установлен на двигатель 2111 (21114). Можно присоединять остальные детали и проверять правильность работы.
Примечания и дополнения
— Распределительный вал 2110-1006015-00 (без штифта) практически идентичен распределительному валу 2108-1006015-00 (который тоже без штифта), что ставится на двигатели 2108, 21081, 21083 автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099. Единственное его отличие — наличие шестигранника между пятым и шестым кулачками.
— На двигателях 2108, 21081, 21083, 11183 автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 и их модификаций распределительный вал меняется аналогичным образом. См. «Особенности установки распределительного вала на двигатель 2108, 21081, 21083 автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099».
Еще статьи по двигателю 2111 автомобилей ВАЗ 2114, 2115, 2113
— Неисправности кривошипно-шатунного механизма двигателя
— Замена ремня ГРМ двигателя 2111 (8 кл.) ВАЗ 2113, 2114, 2115
— На каких двигателях ВАЗ гнет клапана при обрыве ремня ГРМ?
— Толщина вкладышей коленчатого вала двигателей ВАЗ 2113, 2114, 2115
— Какие шайбы нужны для регулировки клапанов двигателя 2111?